Найти тему
Территория успеха

Если начальник требует от офисных сотрудников находиться на связи 24/7, в том числе во время отпуска, болезни или выходных...

Такое требование неправомерно, так как нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными НПА, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, не подлежат применению (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).

Разберемся, почему в конкретной ситуации они ухудшают.

Рабочее время — время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (ч. 1—2 ст. 91 ТК РФ). Работодатель вправе привлекать сотрудников к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени, но на условиях сверхурочной работы или установления для работника ненормированного рабочего дня (ст. 97, ст. 99, ст. 101 ТК РФ).

Что касается ненормированного рабочего дня, то в данной ситуации речь о нем не идет. Напомню, что под ним понимают особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей таких работников устанавливается коллективным договором, соглашениями или ЛНА, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников. При этом работникам с ненормированным рабочим днем положен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее трех календарных дней (ст. 119 ТК РФ, Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 7 июня 2008 г. № 1316-6-1 «О работе в режиме ненормированного рабочего дня»).

Остается вопрос, стоит ли приравнивать нахождение на связи 24 часа 7 дней в неделю к работе? На мой взгляд, да. Логика проста. Если вы должны быть на связи все это время, в том числе во время отпуска или болезни, значит, в случае звонка вам придется решать какие-то вопросы (отвечать на звонки клиентов, руководства, предпринимать действия и т.п.) — не просто так же вам будут звонить, то есть вы должны будете выполнять часть своих должностных обязанностей.

Само принятие соответствующего ЛНА недостаточно для его применения — с ним необходимо ознакомить сотрудников под роспись, учитывая, что сроки для этого ТК РФ не установлены (абз. 10 ч. 2 ст. 22 ТК РФ). Я рекомендую отказаться от ознакомления с таким ЛНА, аргументируя этот шаг тем, что ЛНА противоречит ТК РФ, а в соответствии с кодексом это недопустимо, — ответственность за отказ для работника не установлена. Возможно, работодатель будет щеголять тем, что данный поступок работника будет мешать нормальному исполнению им должностных обязанностей, что может привести даже к увольнению по инициативе работодателя, но при таком раскладе стоит помнить, что в случае судебных разбирательств правда будет на вашей стороне.

Читайте также:

Работодатель не хочет указывать в трудовом договоре конкретный размер зарплаты?

Что делать, если вы спланированный отпуск приходится на испытательный срок на новой работе?

80 популярных кейсов, с большинством из которых сталкивается каждый работник во время работа или ее поиска, – в книге "Отправь работодателя в нокаут. Все, что нужно знать каждому о своих трудовых правах"