Найти тему
Robo-Sapiens.ru

Битва за профессии: в каких сферах роботы заменят людей

Оглавление

Роботы уже сейчас активно помогают человеку в самых разных сферах – начиная с промышленности и заканчивая искусством. При этом высокие технологии постоянно развиваются, машины получают новые навыки, а искусственный интеллект все быстрее обрабатывает информацию и предлагает решения по самым разным вопросам. Текущие достижения в сфере робототехники позволяют уже сейчас предположить, в каких сферах в будущем роботы заменят людей полностью или по крайней мере в значительной степени.

Грозит ли нам безработица?

В последние годы все больше СМИ публикует статьи о том, что из-за внедрения различных умных устройств и высоких технологий нам-де грозит тотальная безработица, а профессии, которые заменят роботы в ближайшее время, будут исчисляться буквально десятками. Конечно, доля истины в подобных материалах есть, тем не менее некорректно говорить о том, когда роботы заменят человека в работе на 100% или даже на 75%. Взять на себя все наши обязанности машины с искусственным интеллектом вряд ли смогут, так как для этого им не хватает многих человеческих качеств. Речь идет об изобретательности, воображении, умении находить нестандартные решения, возможности творить (в самом широком смысле данного слова), придумывать что-либо новое и т.д.

-2

Однако можно не сомневаться, что уже в сравнительно недалеком будущем рынок труда ждут довольно значительные изменения. С одной стороны, в некоторых сферах роботы действительно отнимут у людей рабочие места, что приведет к общему снижению их числа. Например, Международная федерация робототехники (США) подсчитала, что внедрение одного робота приводит к сокращению трех человек, а Исследовательский институт Mitsubishi (Япония) утверждает, что к 2030 году в Стране восходящего солнца станет на 2,4 млн рабочих мест меньше. С другой стороны, в тех же 2030-2035 годах появится много новых профессий, о которых пока мы просто не знаем. Многие из них будут связаны с высокими технологиями, в том числе это робототехники и специалисты близких областей.

Билл Гейтс считает, что компании, заменившие человеческий труд роботизированным, нужно обложить налогом, а собранные средства пустить на создание новых рабочих мест.

Также эксперты отмечают, что цифровизация и переложение некоторых задач на роботов приведут к получению дешевой рабочей силы и высвобождению в том числе высококвалифицированных кадров. В свою очередь, это позволит реализовывать качественно новые проекты. Вкупе с вновь возникшими профессиями получаем, что часть потерянных рабочих мест люди определенно себе вернут. В целом примерно такие же процессы наблюдались, когда ручной труд на заводах заменялся автоматизированным. Не стоит забывать и о старении населения и сокращении его численности в развитых и некоторых развивающихся странах – а часто именно в таких государствах новейшие технологии применяются наиболее активно.

-3

Получаем, что развитие прогресса вряд ли грозит нам всеобщей безработицей. При этом существует ряд специальностей, которых замена машинным трудом, скорее всего, коснется в первую очередь. И если перед вами стоит вопрос о профориентации и обучении новой профессии, не стоит ориентироваться на те, что мы перечисляем ниже.

На Петербургском международном экономическом форуме – 2017 министр труда России М.Топилин отметил, что, возможно, в XXI веке нормой для рабочего дня будет 2 часа вместо 8. Через некоторое время с аналогичным заявлением выступил глава Alibaba Джек Ма: он сказал, что благодаря искусственному интеллекту мы будем работать по 4 часа 4 дня в неделю.

Рутинный труд – роботам

Среди тех, кого заменят роботы уже в ближайшем будущем, отметим специальности, подразумевающие выполнение однотипных, рутинных задач. Здесь прежде всего вспоминается труд на фабриках, заводах и иных предприятиях, где машины уже сейчас выполняют множество производственных операций. Однако на самом деле аналогичные по рутинности и однотипности обязанности можно найти практически в каждой сфере. Для машин такая работа удобна тем, что ее можно описать достаточно четкими алгоритмами, в соответствии с которыми робот и будет себя вести. Для компаний же подобная замена выгодна с экономической точки зрения: у обычных сотрудников на эти задачи уходит много сил и времени, тогда как механическое устройство справится с ними быстрее, а стоит его труд обычно значительно меньше.

Например, вполне вероятно, что уже скоро робот заберет себе обязанности по встрече гостей на ресепшене в компании или отеле. Умные машины могут работать в различных справочных пунктах, помогать посетителям банков, вузов, вокзалов, аэропортов и других учреждений. Такие эксперименты проводятся уже сейчас, однако пока, скорее, для привлечения и развлечения публики. Тем не менее есть все предпосылки к тому, что роботы постепенно вытеснят людей из этой сферы. ИИ достаточно хорошо распознает человеческую речь, чтобы отвечать на вопросы, отлично помнит все нужные сведения, при этом машина всегда приветлива и не срывается даже на очень недовольных посетителей. Красноречивым ответом на вопрос, заменят ли роботы людей на подобном поприще, станет отель Henn na (Япония), где люди составляют только половину персонала. На ресепшене здесь, в частности, сидят девушка-робот и рободинозавр.

В Сбербанке помогающий посетителям робот по имени Сбербаша появился еще в 2012 году. Он консультирует клиентов, отвечает на вопросы, рассказывает о продуктах банка, а главное – принимает карты и шаг за шагом объясняет, как совершить различные платежи.

Также умное устройство может записывать и передавать сообщения, перенаправлять и распределять электронную почту, вызывать руководителю такси, заказывать еду из ресторана, напоминать о важных событиях и т.д. Таким образом, в списке тех, кого заменят роботы, могут оказаться секретари, личные помощники и т.д. Безработными способны остаться многие операторы колл-центров и службы поддержки. Поступающие к ним вопросы зачастую очень однотипны, поэтому уже сейчас на них все чаще отвечают работы. Машины могут делать это в рамках как письменной, так и устной коммуникации, а если ИИ не способен помочь клиенту, то его переадресовывают к оператору-человеку. Таким образом, несколько людей в службе поддержке все же останется – для особо сложных ситуаций.

Мирная сила: от коллекторов до охранников

А как вы думаете, сможет ли робот заменить коллекторов? В 2017 году Сбербанк решил, что может. Стереотипное представление о коллекторе – качок с битой, поджидающий «клиента» у подъезда, хотя на самом деле такое описание далеко от истины. Во-первых, коллекторам по закону запрещено угрожать и уж тем более причинять физический вред, во-вторых, основная часть их работы – обзванивать должников, а с этим вполне могут справиться роботы. Опять же, в отличие от живых операторов, компьютер неизменно вежлив, даже если общается с исключительно грубым человеком (а для коллекторов это весьма распространенная ситуация).

Если ваша профессия – охранник, то есть шанс, что вас также заменит машинный труд. Робоохранников уже довольно много. Например, компания Knightscope (США) представила целую серию таких роботов. Они патрулируют помещения и предотвращают преступления, анализируя происходящее вокруг с помощью различных датчиков, включая камеры, микрофоны, ультразвуковой и инфракрасный сенсоры. Если машины замечают что-либо или кого-либо подозрительного, то уведомляют об этом людей из службы охраны или полицию. А в Китае в 2016 году был внедрен AnBot – внешне и функционально он очень похож на американских собратьев, а его главное отличие – наличие электрошокера.

В Японии в 2017 году сделали охранника-волка со светящимися глазами, который должен охранять рисовые поля от диких животных. Думается, человеку-охраннику не хотелось бы гулять по полю в таком наряде и на себе проверять, отпугнет ли это кабанов.

Контролер, курьер, копирайтер

Скорее всего, когда вы в последний раз были в музее или на выставке, билет у вас проверил человек. В будущем его наверняка заменит достаточно простой автомат с турникетом. Такие устройства уже сейчас стоят во многих заведениях, на вокзалах и т.д., но пока контролируются людьми. Думается, в будущем «живых» контролеров станет значительно меньше. Также велика вероятность, что уже скоро заказы в ресторане будут принимать и привозить роботы-официанты, которые затем уберут посуду. Такие разработки постепенно входят в нашу жизнь: например, в 2017 году в России к своим обязанностям приступила робоофициантка Ксюша.

В свою очередь, еду на дом или покупку из интернет-магазина вам доставит дрон-курьер. В частности, в Китае такие технологии становятся все популярнее.

На складах также активно внедряют роботизированный труд. Робот станет и отличным носильщиком – это касается как промышленного, так и бытового использования. Зачем нести или везти тяжелые сумки в аэропорту самому, когда это может сделать робот? И конечно, сейчас уже мало кто сомневается, что рано или поздно роботы заменят водителей. Беспилотные машины, поезда и даже корабли разрабатываются во многих странах. Уровень технологий вряд ли станет преградой к их внедрению; скорее, нужно решить правовые вопросы (например, кого считать виноватым в аварии, если она произойдет) и понять, как справиться со страхом некоторых людей перед беспилотными машинами. Интересен и еще один момент: сама по себе работа водителя «состоит» из действий, которые можно описать алгоритмами, однако в случае чрезвычайной ситуации перед роботом могут встать морально-этические проблемы, например, кем пожертвовать: пешеходами, пассажирами своей или другой машины?

Исследование на эту тему проводит MIT. Массачусетский технологический институт запустил тест Moral Machine, где пользователю-человеку предлагается выбрать, как беспилотный автомобиль должен поступить при потенциальной аварии. Например, если он поедет согласно ПДД, то погибнут перебегающие дорогу дети, а если свернет и врежется в ограждение – то пассажиры.
-4

Также роботы уже в ближайшем будущем могут заменить копирайтеров и технических писателей. Со стороны может показаться, что такая работа – чистое творчество и что описать ее алгоритмами не получится. Но на самом деле это не так – свою речь каждый из нас строит по определенным шаблонам, а словарный запас у большинства не такой обширный. Таким образом, если предоставить роботу достаточно текстов для изучения и задать, например, новостной повод, то с написанием заметки машина наверняка справится. Также робот может написать статьи, представляющие статистические данные или анализирующие историю того или иного вопроса. Компьютер подготовит пресс-релизы, отчеты, криминальные и спортивные сводки и т.д. Робокопирайтеры уже есть в штате таких изданий, как Forbes, Washington Post и Associated Press. Вместе с тем полностью взять на себя обязанности акул пера у машинного интеллекта вряд ли получится – скорее, он избавит редакции от скучных тем и рутинных текстов, освободив время для более интересных материалов.

Какие еще профессии роботы не смогут отнять у людей, читайте в нашем следующем материале.