Найти в Дзене
Цех

Мир по Шопенгауэру: чем мы можем утешиться?

Оглавление

Современники Шопенгауэра не сразу оценили его идеи: его главный труд «Мир как воля и представление» вышел в 1818 году, а настоящая известность пришла только в середине века, когда ему было уже 64. Но насколько несвоевременными были его мысли тогда, настолько же стимулирующими они оказываются сегодня. ЧТД разбирался в том, какие мысли философа для нас особенно актуальны.

«То, что я думаю, то, что я пишу, для меня полно значения и ценности, — доверительно сообщил Гете молодой Артур Шопенгауэр. — То, что я испытываю лично и что со мною случается — для меня второстепенно, даже ничтожно». Всю свою жизнь, начавшуюся 230 лет назад, Шопенгауэр существовал только ради идеи, мысли — «одной-единственной мысли», как он говорил.

Свойственные ему лаконизм и ясность по-прежнему удивляют читателей, привыкших к бесконечным томам философских сочинений. Попробуем так же лаконично сформулировать истины Шопенгауэра, которые и сегодня достойны внимания человечества.

1. Философия — это самоотверженный поиск истины о мире и человеке, а не уныние университетских лекций.

Для человека, знакомого с философией, эта мысль Шопенгауэра – как глоток свежего горного воздуха после заточения в душном каменном мешке. Шопенгауэр неспроста любил щегольнуть изяществом слога и поэтическим богатством метафор: его блестящий стиль отражал эскападу этого «свободного ума» против университетской философии. Шопенгауэр испытывал презрение и к ее казенной сухости, и к тем, кто уничтожал ее идеологическими и религиозными клише. Он предпочитал совершать экспедиции на континенты еще не открытых истин — с полным безразличием к политической конъюнктуре и религиозным предрассудкам обывателей.

Философия — это крутая тропа по верхушкам скал и терниям, зато она ведет к божественным альпийским высотам. Он по праву гордился тем, что покорял эти terrae incognitae не количеством томов и невнятностью выражений, а силой и ясностью мысли. Шопенгауэр актуален уже хотя бы потому, что учит независимости и смелости, точности и поэтичности мысли.

2. Вселенная безжалостна, ее сущность — это страдание, мир не имеет цели.

Большую часть своей истории человечество оптимистично верило в то, что мир устроен разумно, а homo sapiens занимает в нем особое, привилегированное место. Да и сегодня большинство уверено в том, что яблоки на деревьях растут для того, чтобы попасть к ним на стол. С безжалостным цинизмом врача Шопенгауэр развеивает этот наивный, нас возвышающий обман. Он говорит:

  • Природа безжалостна к каждому отдельному существу, заботясь только о выживании вида в целом; русскому читателю это знакомо особенно хорошо.
  • Человеком с железной необходимостью силы тяготения управляют желания и мотивы, а разум лишь подыскивает подходящие средства для исполнения этих желаний (В XX веке Зигмунд Фрейд назовет это «рационализацией».)
  • Серым кардиналом и подлинной сущностью мира Шопенгауэр называет «Мировую Волю», или «Волю к жизни» — космическое желание Вселенной продолжать жить, существовать. Именно поэтому она все время воспроизводит саму себя, как бы пытаясь насытиться порождением и пожиранием (смертью) всего, что мы называем миром, — людей, деревьев, камней, звезд. Но насытиться ей не суждено, поэтому мир — вселенское неудовлетворенное желание — есть вечное страдание.
  • Бога нет, а мир вечен и не имеет никакой иной цели, кроме самоповторения и самовоспроизведения.

Развенчание иллюзий не дарит счастье, но дарит утешение — знание. Страдания праведного Иова не будут нас удивлять, когда мы поймем, что справедливость — обман, а мир сам по себе — страдание.

Читать дальше: https://goo.gl/VeCwpr