Найти тему
WhiteKey - Саморазвитие

Эффективная техника конспектирования. Метод Корнелла

Оглавление

Этот метод разработал преподаватель Корнелльского университета (Cornell University, США), профессор Волтер Паук (Walter Pauk).

Преподаватель предложил своим ученикам методику быстрой записи лекции на бумагу. Американским студентам новшество пришлось по душе, и метод Корнелла (так назвали предложение Паука) стали применять учащиеся и других стран.

На лекциях в школе и университете ученики всегда стараются успеть за преподавателем и отобразить всю лекцию на бумаге. Однако запись под диктовку не имеет никакого отношения к конспектированию лекций.

Профессор Паук в своей методике предлагает фиксировать главные тезисы темы с последующей самостоятельной доработкой текста. Этот метод подходит не только для конспектирования лекций, а также для встреч и совещаний, для планирования недели и подготовки к выступлениям.

Работа над материалом проходит в три этапа:

  • Запись важных моментов лекции.
  • Краткие пометки, замечания, возникающие по ходу предмета.
  • Итог — домашний анализ пройденного, выраженный несколькими фразами.

Подготовка

Для организации заметок по методу Корнелла подойдёт любой блокнот. На листе нарисуйте жирную горизонтальную линию на 5 см выше нижнего края. Затем добавьте жирную вертикальную линию на расстоянии 5–7 см от левого края. В итоге получится лист, разделённый на три секции:

  • Правая — для заметок.
  • Левая — для основных мыслей и вопросов.
  • Нижняя часть — резюме.

Можно разлиновать блокнот/тетрадь самостоятельно, скачать уже готовые листы в интернете или купить в канцелярском магазине записные книжки для заметок по методу Корнелла.

Мктод Корнела для лекций

Основные идеи лектора заносите в правую колонку. Буквально записывать слова не нужно, достаточно выделить ключевой момент. Главное правило метода Корнелла: меньше — лучше. Рекомендуется использовать личную система сокращений. Оставляйте пробелы после предложений. Позже заполните их своими фразами.

В левой колонке в течение урока вставляйте возможные вопросы по теме: «Почему это произошло? Когда случилось?».

Дома вернитесь к своим заметкам, заполните пробелы в основной колонке и запишите личные выводы в резюме. Без этой доработки метод Корнелла становится бесполезным, обращая ваш труд в обычное конспектирование. Если вы сможете написать резюме, значит, материал вы усвоили. Используйте диаграммы и таблицы. Наглядные картинки упрощают понимание материала.

Не стоит стараться записывать лекцию на одном листе, разделите её на логические части. Если не получилось перенести новый кусок на следующую страницу, отчеркните его жирной линией. Резюмировать можно лекцию целиком или её отдельные главы.
По заметкам, сделанным при помощи метода Корнелла, легко готовиться к экзаменам.Попробуйте устроить себе тест: закрыть правую половину листа с заметками и объяснить каждый тезис лекции из левой графы.

Метод Корнелла на встречах и собраниях

-2

Правая графа — записи, сделанные по ходу встречи или разговора.

Левая графа — основные идеи встречи, которые вы записываете уже после, анализируя свои записи.

Ваши записи почти наверняка будут сумбурными. Это ведь не лекция. Собеседник может сбиваться, перескакивать с темы на тему, терять мысль.

Возможно, встреча даже покажется вам бесполезной, пока вы не проанализируете её и не выделите основные тезисы.

Резюме — итог встречи.

Метод Корнелла для подготовки к выступлениям

-3

Левая графа («Основные мысли») — тезисы выступления.
Правая графа («Заметки») — раскрытие тезисов (кратко). Пометьте моменты, о которых
обязательно надо упомянуть.
Резюме — главная мысль доклада.
Расписывая вручную тезисы, вы ещё раз их обдумаете, запомните. А перед выступлением сможете за несколько минут повторить доклад.

Метод Корнелла для планирования недели

Левая графа — планы на неделю.
Правая графа — разбивка планов на мелкие дела.
Резюме — главная цель недели.

-4

Этот метод конспектирования стимулирует студентов перечитывать свои конспекты, дополнять их и перерабатывать. Но, если студент не возвращается к своим записям, какой-то особой пользы от подобного оформления материала, в общем-то, нет.

Подробнее о методе Корнелла можно почитать в книге его создателя Вальтера Паука «How to Study in College».