Как открыть детский сад по Московской социальной программе «рубль за метр» и пройти все круги Роспотребнадзора. Как подобрать заведующих и команду сада. Как управлять садами общей площадью 3000+ метров.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить следующие статьи по управлению учебными центрами: Vkontakte или Facebook.
— Привет. Расскажи, пожалуйста, про свой новый сад на «Аэропорту».
— Это наш второй сад, мы в него вложили много сил и любви. Получили от города руины фактически, и заново подключали коммуникации, всё делали. Потом мы нашли дизайнеров, их концепция называлась «Дом», ближе к скандинавскому стилю. Она мне понравилась, потому что надо создать такие условия, чтобы ребенок мог почувствовать себя немножко дома. Мы выбрали её, и под эту концепцию они нам придумали мебель, придумали формы для игры. В каждой группе есть сцена, на которой можно разыграть какой-нибудь спектакль. Мы долго заморачивались со светом, с оборудованием, с покрытием для пола. Все материалы изучали, что есть на рынке. Видеонаблюдение в общих зонах сделали. Изначально мы хотели стать сетью Монтессори детских садов. Но в Москве крайне тяжело найти квалифицированного педагога Монтессори, и мы решили выбрать систему, которая в государственных садах используется, М. А. Васильевой и Н. Е. Вераксы.
— Где у вас сады находятся?
— В Химках на улице Калинина, и Шебашевский проезд — это метро «Аэропорт».
— Какой из них больше?
— Они близки по площади. Больше тот, который в Химках. Но в Химках у нас есть сертифицированная кухня, в которой мы готовим еду и для Химок, и для сада по адресу метро «Аэропорт». Мы для этого специально купили машину, получили одобрение СЭС на этот автомобиль. И поэтому у нас продукты и готовятся, и перевозятся согласно требованиям.
— Получается, что на «Аэропорт» именно детская часть больше?
— Удивительно, но по вместимости сад в Химках почти в полтора раза меньше получается, чем метро «Аэропорт», из-за бестолковой планировки. Там у нас гигантские коридоры. Там есть ещё и бассейн, который много места занимает. И там у нас всего четыре группы сейчас, пятую будем открывать к сентябрю. Перестраиваем часть, которая должна была быть медблоком, но мы решили не углубляться в медицину. Мы сотрудничаем с питерской организацией, которая помогает детям. К ним со всей России съезжаются люди. И так как не всем удобно прилетать в Питер, они раз в месяц проводят консультации у нас в Химках.
— А сколько в этом новом саду на метро «Аэропорт» групп или детей, максимум?
— У нас там шесть групп. Четыре группы большие. И две группы поменьше. Мы думаем, что там можно будет сделать Монтессори класс, кратковременного пребывания.
— А большие — это сколько?
— Большие — зависит от возраста. В ясли мы не можем брать больше двенадцати человек, даже лучше десяти. Группы для детей старше мы можем набирать до пятнадцати.
— А сколько новый сад уже работает по времени? Там есть свободные места?
— Работает с конца ноября. Детей в группы набираем.
— А как вы это делаете?
— Пока те, кто к нам пришёл, услышали о нас от знакомых или просто проходили мимо. Ввиду того, что ремонт у нас вялотекущий шёл три года, активно — полтора года. Но у нас всегда висел баннер, что здесь будет детский сад, телефоны. Так мы собрали базу людей, которые в нас заинтересованы. Но ввиду того что мы опоздали к сентябрю открыться, потому что получали документы, часть этих людей уже устроились в другие сады и не готовы были переходить.
— Вы не ходили по площадкам, не продвигали?
— Нет, по площадкам мы не ходили. Мы хотели закончить сад и уже показывать готовый продукт. Я помню, ты мне советовал тогда всё это сделать, но мы не были уверены в дате открытия. Когда мы начали получать одобрение в Роспотребнадзоре, мы столкнулись с определёнными нюансами. Требования города из договора на помещение не соответствовали требованиям Роспотребнадзора по детским садам. Ввиду этого пришлось объяснять им ситуацию. Очень благодарен Роспотребнадзору Северного округа, там уникальные работают люди, которые вникают в ситуацию, не пытаются отмахиваться нормами. Они, естественно, всё делают по правилам, но при этом готовы рассматривать даже случаи отдельные, готовы слушать тебя, что редко встречается в государственных органах. Потом мы начали получать образовательную лицензию. Там тоже по срокам долго. И мы принципиально никому не платим денег за получение лицензии, мы всё это делаем сами.
— А госорганами, Роспотребнадзором кто занимался — будущие управляющие, ты сам?
— С Роспотребнадзором получилось, что документы собирали заведующие, наша управляющая компания. А дальше, когда возникли вопросы, когда приходил представитель, я сам ходил с ними, слушал их претензии, вопросы. Это для меня важно, поэтому я не могу никому это доверить. Поэтому я сам поехал, лично прошёл по всем кабинетам, всех послушал, вник в ситуацию, что там не соответствует, что для этого нужно сделать. Мы всё исправили. Я много там времени провёл. Но в итоге мы получили положительное заключение. И дальше в получении образовательной лицензии я уже почти не участвовал. Там был один напряжённый момент. Когда мы пришли за готовой лицензией образовательной, — мне дали там бумагу о том, что мы не соответствуем. Я был просто в шоке. Начал читать причины — почему. Там было написано: нет заключения Роспотребнадзора. Я говорю: ребята, как это нет заключения Роспотребнадзора, когда я лично там был и бумажку эту забирал, вот бумажка у меня в руках. Я столкнулся с тем, что в «едином окне» абсолютно люди не хотят ничего делать. «Нам бумажка не важна, в базе информации нет». Оттуда я поехал в Роспотребнадзор. Они увидели, что у них был системный сбой, и наша лицензия не попала в общую базу. Я у них взял объяснительное письмо. Они согласились его написать, хотя все этого боятся, но они дали бумагу эту, понимая, насколько мы рискуем. Мы могли ещё на два месяца отложить открытие из-за этого. Это была бы катастрофа. Я тогда себя чувствовал на краю пропасти: либо я удержусь, либо я свалюсь в неё. Мне нечего было терять. В этом «едином окне» я сказал: «Что хотите делайте, зовите сюда начальника. Если вы ничего не будете делать, я вызову сюда телевидение, напишу мэру, что вы срываете госпрограмму, что вы не даёте развиваться дошкольному образованию». Я через охранника дозвонился до их руководителя, который оказался более понимающим. Он вышел, с нами беседовал, посмотрел на письмо. Он долго пытался дозвониться до Роспотребнадзора на единый номер, чтобы проверить эту бумажку, не сами ли мы её выдумали. Потом его помощница чудом дозвонилась. И он сказал, приходите завтра, я вам выдам заключение положительное. В этот день я хлебнул адреналина.
— Потом наступило счастье — ты их всех победил.
— Да. Я убедился, что такие ключевые моменты стоит только себе доверять.
— Мне кажется, госорганы к этому сейчас более лояльно относятся. Потому что мы тоже получили лицензию в прошлом году, и это было с минимальным количеством вопросом.
— Может быть у вас всё было по правилам, ни одного отклонения. У нас была история с нормами по санузлам. Город не разрешал нам реконструкции, нельзя было двигать стены. Санузел какой был по размерам, такой и остался. А количество детей по договору, которых мы должны набрать, Город нам поставил больше. С точки зрения норм нам пол-унитаза не хватает, согласно количеству людей и количеству унитазов. Это, конечно, смешно — пол-унитаза. Либо нужно идти в департамент имущества, переделывать договор. Процесс на пять лет.
— В итоге кто пошёл навстречу — Роспотребнадзор разрешил меньше туалет?
— Роспотребнадзор посчитал, что можно разрешить при нынешнем соотношении площадей. Можно это разрешить, потому что если мы будем городить ещё унитазы, это просто помешает детям передвигаться комфортно по санузлу.
— Можно сказать, что это ты делал сам?
— Я только по госорганам ходил. Делали юристы, о привлечении которых я жалею. Крайне недоволен — некомпетентные абсолютно люди. Я посоветовал по всем вопросам с госорганами ходить и решать самим, без всяких юристов, которые обещают за два дня получить любую бумажку.
— А команда в новый сад у тебя уже была? Или ты перевёл с первого сада, или ты её нашёл? В какой момент она подключилась к работе этого сада?
— Команда у нас сложилась в Химках. Была заведующая, которой мы были довольны, психолог. Они нашли себе замену, перешли в новый сад и подбирали дальше штат — воспитательниц, завхоза, методистов. Методиста мы просто нашли через открытый ресурс. Часть воспитателей мы переманили из государственного сада хорошего районного. Часть мы взяли по объявлению. Я встречался с персоналом, общался, все они мне нравятся. У меня есть сын маленький, он ещё мал, чтобы ходить в детский сад. Но когда я смотрю на этих людей, я всегда их расцениваю с позиции — отдал бы я своего ребёнка им в руки? Потому что я всегда удивлялся на людей, у которых няни странно выглядящие. Я всё-таки за то, чтобы любой родитель чувствовал, что ребёнок в надёжных, приятных руках. И у нас все сотрудники по таким стандартам: я бы всем им доверил своего ребёнка.
— В целом твой управляющий имеет право самостоятельно принять человека, если он это считает правильным?
— Если я доверяю управляющему, то он должен сам выбирать людей, которыми он будет управлять. Если я буду выбирать этих людей, это будет странно.
— А сколько всего сотрудников? Команда одного сада?
— У нас два воспитателя и один помощник воспитателя на группу, как и в государственных садах. Для занятий у нас штат дополнительных педагогов, которые работают и в Химках, и там.
— И вы их не ограничиваете, чтобы они не работали в других местах?
— Нет, потому что у них есть определённые часы, которые мы с них просим. Не у всех полный день. Соответственно, они у нас на почасовой оплате. У нас же нет в детском саду такого варианта, что в свободное время они могли бы детей с улицы на занятия принимать. Потому что все помещения в саду работают с восьми до восьми и позже.
— Два воспитателя, нянечка, кто ещё?
— Методист, психолог, логопед. Медсестра всегда у нас с утра до вечера дежурит, она встречает детей на входе. Если кто-то приболел и родитель это не заметил, медсестра обязана об этом предупредить родителя и дать рекомендации. Иногда приходится отправлять домой, потому что дети легко друг от друга цепляют болезни. Если ребёнок с гриппом придёт в детский сад и медсестра это пропустит, мы можем получить всю группу больную. Вся больная группа — это не интересно ни родителям, ни нам.
— А методист, у него какая сфера обязанностей? Что он должен делать?
— Методист следит за тем, чтобы проходили по плану занятия. Разъясняет воспитателям, что они должны, в какой день как заниматься, по каким пособиям, с какими материалами.
— Воспитатели тоже занимаются с детьми? Не только приходящие преподаватели, ещё и воспитатели с ними занимаются?
— Воспитатели в группах обязательно что-то делают. Занятиями мы не можем загрузить весь день, потому что есть определённая норма по количеству часов, сколько ребёнок может заниматься.
— С точки зрения бизнеса если посмотреть, какой у методиста результат?
— Мы принимаем ребёнка в полтора года и отправляем его в школу в шесть-семь лет. Итог нашей работы с ребёнком должен быть, что он придёт в школу и спокойно будет учиться там, а не догонять. То есть он будет готов к школе, готов общаться с детьми, готов постигать знания, сидеть за партой какое-то количество времени.
— А у вас сейчас есть группы около шести лет, которые в школу пойдут?
— У нас в Химках есть выпускники. Но они у нас учились не с полутора лет, потому что у нас сад в Химках работает всего три года. Я знаю истории некоторых детей. Один мальчик пошёл в школу творческую, и у него всё удачно складывается. У нас в детском саду он всегда на главных ролях в праздниках участвовал, ему это очень нравилось. И дальше родители его поддержали. Мы делали для них выпускной, он тоже там замечательно выступил, всем всё понравилось. Сейчас его младшая сестра у нас учится. Родители всем довольны. Сестра тоже необычный ребёнок, всегда на праздниках приятно на неё посмотреть, милая девочка. Смотришь как дети за год меняются. Сначала они с трудом выполняли какие-то простые движения на праздниках, а потом уже целый танец исполняют, стихи начинают читать. Был ребёнок, он на первом празднике вообще стоял молчал. А на следующем празднике он уже бойко читал стихотворение. Самое приятное, что в этом есть — наблюдать за этим процессом.
— С кем из сотрудников ты общаешься в текущей работе?
— В текущей работе я общаюсь с заведующей и с администратором частенько общаюсь. Я всё время у них спрашиваю: из тех людей, кто пришёл, кто вообще откуда о нас узнали? Мы пока фактически ничего не делаем в рекламных целях. Только сейчас начали запускать соцсети. И мне поэтому интересно, откуда вообще люди узнают про нас: это поиск в Google, в Яндексе, или это сарафанное радио?
— Правильно ли я понял с твоих слов, что администратор перед тобой не отчитывается, просто ты спрашиваешь, как дела? А рабочие вопросы ты решаешь с управляющим?
— Да. Я общаюсь по всем вопросам. Даже если бы я увидел, что в группе мебель переставлена и надо поправить, — я бы не стал говорить это воспитательнице, а сказал бы это заведующей, чтобы она уже это решала через завхоза или воспитателя. Потому что не стоит создавать хаос внутри организации. При этом я всегда, когда сталкиваюсь в коридоре с воспитателями, обязательно спрашиваю, как у них дела, всё ли им нравится, как дети, что вообще происходит. Потому что важно чтобы они чувствовали, что их работу тоже ценят, интересуются ими.
— Как у тебя происходит общение с управляющим по рабочим вопросам?
— Минимум два раза в неделю я точно приезжаю, иногда три. У нас же два сада. В Химки я езжу реже, там более всё устаканено. Если быстрый вопрос, это звонок. Если это задача, которая требует время на выполнение, пишу письмо, потому что письмо это самое хорошее подтверждение того, что задача была поставлена.
— А есть какая-то система в отчётности? Она должна, например, раз в неделю что-то тебе сообщать, раз в месяц что-то сообщать, раз в год что-то сообщать?
— Химки каждую пятницу присылают отчёт о посещаемости детского сада, где пофамильно можно посмотреть, кто когда был, в какой день. В конце месяца они присылают отчёт, в котором написано, на что они тратили деньги и как они деньги собирали с людей. Отсюда формируется баланс наш. На метро «Аэропорт» каждый день заведующая мне присылает список заключённых договоров, сколько денег проплачено, как оплачено — карточкой или наличными через кассу. И отчёт по кассе, сколько в кассе денег, чтобы всё это сходилось.
— Есть какие-то дела текущие, которые приходится делать тебе? Например, считать прибыль или делать рекламу. Что не делает управляющий?
— Сейчас полностью на мне вопрос заработной платы. Заведующий только даёт мне цифры. Я даю распоряжение бухгалтеру о выплате заработной платы, она уже готовит ведомости, а заведующие выдают зарплату. Я инкассацией занимаюсь, потому что не хочется загружать такой ответственностью заведующую. По поводу рекламы. Мы сейчас работаем с агентством по SMM-продвижению. Я с ними напрямую общаюсь относительно нашего глобального видения всей рекламы. А они уже с заведующими решают локальные вопросы по поводу фотографий, материалов и прочего.
— А как бы хотел?
— Хотел бы, чтобы заведующая все делала, и я только видел финансовый результат. Хотелось бы, чтобы шли только позитивные новости, которым я мог бы радоваться, и всё. Зарплату со временем мы отстроим так, чтобы это решалось между заведующей и бухгалтером, а я только смотрел на цифры.
— А управляющий у вас же уже работает несколько лет, получается?
— Да, она в Химках работала ещё два года…
— А у неё какая денежная мотивация, какая форма оплаты?
— У неё фиксированная зарплата.
— Фиксированная зарплата, которая не зависит от результата сада?
— Да, не зависит от результатов сада. На мой взгляд, «продавать» должны рекламщики. А её задача — уже сделать так, чтобы человек, который зашёл в дверь, подписал договор.
— А у вас бывает такое, что дети уходят в середине учебного года?
— У нас в Химках была история в этом сентябре, когда очень много людей получили очередь в государственном саду и ушли в государственный сад. Мы берем 45 тысяч, государственный сад — это 2,5 тысячи, если я не ошибаюсь.
— А если не брать случай с садом муниципальным. Есть текучка из-за того, что педагог не понравился, сад не понравился?
— Нет, такого не было, чтобы уходили потому, что недовольны. У нас была история неприятная, когда мы расторгли договор сами с двумя людьми, из-за их неадекватного поведения, что повлекло адские отзывы в интернете на ресурсах про детские сады. Отзывы, конечно, абсурдные. Человек писал в гневе и пытался сгустить краски как мог. Там абсолютная клевета. Но нашей ошибкой было, что мы стали дискутировать и пытаться защищаться. Как показал опыт, это абсолютно бесполезная затея. Единственное, что людям нужно было, это выговориться. Они после этого написали на нас жалобу, чем инициировали проверку со стороны прокуратуры и Роспотребнадзора. К нам приходили прокуратура, пожарные, Роспотребнадзор. Никаких нарушений выявлено не было. Мы всё это прошли честно. Хотя они абсолютно дикие вещи заявили. Сами прокурорские сказали: да, конечно, мы понимаем, что это абсурд, но мы обязаны проверить.
— Ты говоришь, текучки среди клиентов нет. Управляющий не влияет ни на привлечение, ни на продление. А на что он влияет, что является результатом его работы?
— Фактически слаженная работа детского сада, из которого не уходят дети — это и есть успех заведующей. При плохой заведующей у тебя каждый день куча вопросов. «Заболел преподаватель хореографии, окно образовалось, что делать». Методист что-то не то сделал, кухня не справилась, у кого-то на что-то аллергия, как это нам согласовать? Когда ты не получаешь массово этих мелких вопросов — это и есть хорошая работа заведующей и за это она получает зарплату.
— Можно её работу измерить в среднем сроке жизни или проценте текучести персонала за год?
— Да. Если бы я видел, что у нас постоянно меняются воспитатели, я бы напрягся.
— Управляющий проводит какую-то экскурсию потенциальным клиентам?
— Проводит обязательно. Когда человек приходит в сад, его встречает на ресепшене девушка, которая должна проводить к заведующей, которая уже объяснит, что как работает, представит воспитателя, который у них будет. И в целом она лицо сада.
— Она общается с родителями?
— Все глобальные вопросы родители через неё решают. Если кто-то чем-то недоволен — он идёт к заведующей.
— А какие-то бизнесовые вопросы на ней, кроме подбора персонала? Финансовую отчётность ведет?
— На метро «Аэропорт» сейчас администратор взяла на себя активную роль в ведении цифр. Потому что деньги поступают через неё, заведующая ей говорит, на что уходят деньги — администратор тоже это учитывает. Всё это потом получаю я и бухгалтер.
— Заведующая контролирует, если администратор сделал какие-то отчёты, цифры по счетам?
— Она их видит все. Также заведующая согласовывает со мной траты. Например, когда что-то разбилось, нужно новое закупить. Она изучила рынок, нашла оптимальный вариант, озвучила мне сумму.
— А администратор чем занимается?
— Администратор встречает родителей, собирает с них деньги, напоминает им, что нужно что-то подписать, сдать, про занятия. Администратор играет очень важную роль. Как стыкующее звено между всеми частями сада. Бумаги через неё идут. У нас в саду присутствует элемент энтузиазма со стороны всех – и воспитателей, и администратора. Была подготовка к Новому году, и воспитатели в тихий час вырезали снежинки, украшали зал. Им это интересно, они любят сад.
— А если не они, то кто?
— Если бы они не проявили себя, мы бы могли кого-то нанять на это дело. Они сделали по личной инициативе, они не просили за это никаких доплат — за декорирование. Сделали со вкусом, креативно. Кроме того, это объединяет людей, потому что они работают в разных группах — это своего рода тимбилдинг.
— А есть у вас где-то записано, кто чем должен заниматься?
— Есть должностные обязанности, которые юрист наша делала. Из Трудового кодекса всё мы обязаны иметь, и на это уходит куча бумаги и времени. И куча приказов должно быть, должностных инструкций, книжек.
— У вас штатный юрист, который это всё делает?
— Да, у нас есть штатный юрист. Образование — это специфическая деятельность. Юрист, который работал в школе или в детском саду, он ценнее просто юриста из ООО, каким бы тот ни был грамотным. Потому что есть очень много подводных камней и нюансов.
— А кроме Трудового кодекса чем она ещё занимается?
— Все вопросы по кадрам тоже она ведёт. Правильное оформление, договор с клиентом, когда какой-то вопрос встаёт спорный с родителем, если мы не можем кого-то принять и начинается конфликт, то заведующая консультируется с юристом, что мы можем сделать.
— А кто ещё есть из аутсорсинговых? SMM компания. Кто ещё?
— Ещё сейчас у нас договорённость в Химках со школой английской, от которой приходит педагог. Ещё штатный у нас физкультурник, мы обязаны в штате иметь физкультурника. И он у нас ведёт занятия в бассейне, сухопутную физкультуру и приезжает на метро «Аэропорт» тоже вести занятия. Ещё у нас есть детская йога. Так получилось, что у нас была воспитательница, которая увлекалась йогой, в частности детской. Она прошла обучение, сертификацию, а потом сказала, что её больше интересует йога, ей не хочется больше заниматься педагогикой. И она стала у нас вести в Химках и в метро «Аэропорт» детскую йогу. Она замечательно выглядит, своим примером показывает, как йога благостно влияет. По ней не скажешь, но она уже многократно бабушка. Хотя к ней слово «бабушка» вообще не клеится. И вот она ведёт детскую йогу, дети её любят, очень любят заниматься.
— Ты ещё бассейн упомянул.
— Просто мы купили в Химках готовое помещение с бассейном. На метро «Аэропорт» у нас тоже была возможность сделать бассейн, но мы посчитали, что проблемы бассейна перекрывают плюсы от него. Потому что это простуды у детей, это безумно дорогое обслуживание фильтров, воды.
— У тебя есть какая-то CRM программа?
— К сожалению, нет. Я прям сплю и вижу, чтобы найти такую чудо-программу, в которую все бы вносили свою информацию, а в итоге она сообщала бы мне, насколько сад успешен, и что мне нужно где добавить, а где убавить.
— Есть какие-то отчёты педагогов или воспитателей?
— У нас в Химках каждую неделю появляется презентация, которая рассылается по почте родителям о том, что дети проходили всю неделю, что они делали. Она лаконичная, но там всегда есть фотографии. По каждому празднику обязательно у нас есть презентация с фотографиями, которые тоже мы родителям отсылаем.
— А отчётность тебе? Или управляющей?
— Я это тоже получаю и вижу эту движуху всю. И я считаю, что это очень важная история: вот эти презентации, которые отсылаются родителям. Брат мой водил дочку свою в дорогущий сад на Арбате. И он говорил: «я столько денег плачу, а при этом я вообще не понимаю, что внутри. Мне хочется, чтобы через эти презентации родители всегда видели, что их ребёнок на этой фотографии лепит, здесь он рисует, здесь он танцует, играет, здесь он изучил что-то. И он может его дома спросить: «А расскажи мне что-нибудь из того что Вы делали в саду».
— Ты можешь быстро посмотреть, сколько у тебя сотрудников прямо сейчас, сколько они проработали уже времени?
— Сколько проработали — могу поднять с ними трудовой договор. Что касается количества сотрудников, я их могу назвать по памяти. Текучки у нас нет. В части зарплаты я приблизительно тоже помню сколько мы всем платим.
— Где вы ищете сотрудников, как они согласовываются, как они обучаются, как они попадают на группы?
— Что касается воспитателей — это открытые ресурсы. Заведующая размещает вакансию и сама ищет, связывается. Когда мы искали в метро «Аэропорт» воспитателей, то было пересмотрено более сотни вакансий и собеседований проведено множество. Соответственно, выбор от резюме и от личного общения складывается.
— Как у вас проходит приём новых клиентов?
— Человек приходит, смотрит сад. Он может сразу прийти с ребёнком и познакомиться. Дальше обязательно нужно собрать необходимые справки — медкнижка, справка о прививках и т.п. Это всё стандартное. И последний этап — это собеседование с нашим специалистом. Психолог консультирует родителей, как ребёнка адаптировать к саду, походить ли сначала в группу на полдня или сразу можно ходить на целый день. Это важный момент. Мы заботимся о нервной системе ребёнка. Потому что многие родители приходят и говорят: «Всё отлично, давайте сейчас я прямо его оставлю с вещами». Кому-то советует ещё полгодика дома побыть с родителями.
— Предположим, ты ищешь управляющего. Какого бы ты хотел управляющего, какие качества, требования, как бы ты его проверял?
— Я считаю, что это должен быть мега активный человек. Я бы даже лучше её притормаживал в каких-то моментах, чем подталкивал. Она должна быть организованной и не откладывать ничего на потом, делать всё сразу, быть креативной, коммуникабельной, презентабельной. Это такой единорог. Хотелось бы, чтобы у человека был за плечами опыт в частном саду. Потому что государственный сад может отложить отпечаток в виде отсутствия клиентского подхода. Потому что в государственный сад нормальный все всегда просятся и всегда заведующий чувствует, что он им ничем не обязан, а все ему обязаны. У нас ситуация обратная — мы любим клиента и мы должны всё для него сделать. Я спросил бы, какие есть идеи относительно развития сада. «У нас сейчас 23 человека. Что бы вы сделали, чтобы у нас через пару месяцев стало 90?».
— Как тесты-ситуации?
— Да. Я посмотрел бы, где она до этого работала. Интересно было бы посмотреть рекомендации. Хотя у нас все эти рекомендательные письма пишут сами все и потом подписывают работодателями.
— Муниципальный сад это минус?
— Не обязательно минус. Надо смотреть на человека. Интересно было бы найти человека с ментальностью победителя. Потому что такой человек в качестве заведующего крайне ценен, он мыслит категориями прибыли, репутации.
— Предположим, мы составляем вакансию для этого человека. Каких бы ты пару слов сказал про свой сад в «Аэропорту», чтобы человек прочитал и сказал: «Да, достойная компания, чтобы я туда пришёл».
— SlamiKIDS — молодая сеть детских садов с большими амбициями и с желанием создать новый подход в дошкольном образовании.
— К вопросу про амбициозность, считается, что крутые специалисты на рынке не задерживаются. Поэтому их нужно быстро зацепить, вместо того, чтобы они ушли к кому-то.
— Может зацепить интерьер и внешний вид нашего сада. И потом со мной комфортно работать — я явно не тиран и не самодур. Заведующей, которая является победителем, будет со мной легко.
— Ты продал компанию соискателю, как теперь продать этому человеку свою именно вакансию управляющего? Что ты человеку дашь?
— Я ему дам возможность управлять нереально красивым детским садом и сделать этот сад не похожим на все остальные. Место, где можно проявить себя и увидеть свой результат в самом ценном — в детях. Когда они будут приходить мало чего умеющими, а выходить уже готовыми к школе детьми, будут проявлять себя на праздниках, будут радоваться, улыбаться, смеяться. И заведующая будет видеть, что это её заслуга.
— Есть что-то такое, чего она не получит в других частных садах? Но получит у вас.
— Нашу площадку. Думаю, в Москве не так много садов, где настолько уютно, красиво, продумано и столько возможностей для новых программ, методик.
— А есть какой-то письменный список обязанностей, который ты дашь новичку? Как он будет вникать в дела?
— Я ему представлю коллектив, объясню что от него хочу. Покажу людей, которые помогут в решении того или иного вопроса. “Если нам чего-то не хватает или новые идеи — это ко мне”. Дать ниточки, за которые дёргать, дать возможность действовать.
— Ты рассматриваешь людей, которые не работали в частных садах? Придёт к тебе руководитель Сбербанка. Ты его возьмёшь?
— Если он меня впечатлит — почему бы и нет.
— Предположим, он тебя впечатлит, у него опыт управления людьми, у него есть свои дети, но он не работал в детском саду?
— Мы же не методиста ищем. Мы ищем управляющего, который должен управлять.
— Спасибо за уделенное время.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить следующие статьи по управлению учебными центрами: Vkontakte или Facebook.
Брал интервью Сергей Поляков:
👉 Предприниматель с 2010 года;
👉 Владелец сети дошкольных детских центров в Москве с оборотом 40млн рублей по франшизе Бэби-клуб;
👉 Автор проекта #Антихаос в учебном центре;
👉 Достигал результата в сложнейших спортивных соревнованиях, таких как Ironman триатлон 226 км, беговой ультрамарафон в Сахаре Marathon des Sables 254 км и других;
👉 Спикер INSIDE FRANCHISOR SUMMIT;
👉 Благобегун фонда помощи сиротам Арифметика Добра.