Найти тему

Тигран Саркисян: «Оцифровка общих рынков имеет принципиальное значение для развития интеграции»

Согласно оценке экспертов, благодаря этому к 2025 году ВВП ЕАЭС увеличится на 10,6%. Эффект от цифровизации государственных закупок оценивается в 16,3 млрд долларов. Рынок труда может получить от 4 до 8 млн рабочих мест.

«Два года назад Евразийская экономическая комиссия выступила с инициативой формирования единого цифрового пространства, — сообщил председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян. — На первом этапе нам было сложно, поскольку в договоре о ЕАЭС ничего не сказано об этом направлении деятельности. Мы убеждали правительства стран Союза в важности совместных действий по цифровой трансформации экономики. В результате в конце 2016 года президенты наших государств приняли заявление о цифровой повестке, и это определило один из важнейших векторов нашей работы на протяжении всего 2017 года».
В настоящее время стартовала работа по первому приоритетному направлению — прослеживаемости движения продукции, товаров, услуг и цифровых активов. С инициативами смогут выступать как государственные органы, так и деловое сообщество.


«К нам уже приходит бизнес с различными инициативами. Много проектов в сфере промышленной кооперации, транзитных перевозок. Предприниматели готовы рассматривать вопросы расширения деятельности на всю территорию ЕАЭС на условиях государственно-частного партнерства», — рассказала член Коллегии (министр) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям ЕЭК Карине Минасян.

Цифровая экономика будет строиться на сквозных и трансграничных процессах, и для ее успешного развития государствам ЕАЭС потребуется согласованность национальных цифровых программ. Это позволит сформировать бесшовную среду реализации совместных проектов и инициатив и приведет к мультипликативному эффекту в получении выгод. Развитие кросс-секторальных проектов экономической интеграции также является необходимым условием цифровизации. Наступает период выхода за рамки отраслей, пересечения и поиска новых возможностей построения сервисов для потребителей и бизнеса.


«В качестве новых возможностей стоит отметить колоссальные варианты самозанятости, — подчеркнула Карине Минасян. — Граждане, предприниматели получат неограниченный доступ как к устоявшимся, так и к новым рынкам через цифровые каналы и платформы для ведения своего бизнеса. Фактически значительная часть бизнес-процессов компании будет вестись в виртуальном пространстве. И это существенно отра­зится на снижении затрат и повышении деловой активности малого и среднего бизнеса. С использованием цифровых технологий произойдет размывание границ между работой на дому и работой в офисе, нивелируется гендерное неравенство. Основным активом каждого гражданина ЕАЭС станут предпринимательство, квалификация и навыки».

-2

Региональный директор по Центральной Азии Всемирного банка Лилия Бурунчук напомнила, что ВБ еще в 2016 году отметил ключевую роль цифровизации для роста благосостояния общества. В совместном исследовании Всемирного банка и ЕЭК «Цифровая повестка ЕАЭС-2025: перспективы и рекомендации» эксперты сопоставили два сценария: цифровая экономика будет внедрена в каждом государстве-члене ЕАЭС в отдельности либо на уровне всего Союза. Сравнение показало значительные преимущества согласованных национальных и региональных цифровых повесток. Экономический эффект от реализации единой повестки увеличит ВВП ЕАЭС к 2025 году на 10,6% от ожидаемого роста совокупного ВВП стран-участниц Союза. При этом потенциальный эффект почти вдвое превышает возможный размер увеличения ВВП государств ЕАЭС в случае цифрового развития без общей цифровой повестки. Ее реализация может привести к созданию от 4 до 8 млн рабочих мест, обеспечит увеличение занятости в отрасли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на пространстве Союза на 66,4% к 2025 году (1 млн новых вакансий). Это почти на 50% больше, чем в случае цифрового развития стран ЕАЭС без совместной повестки. Увеличение количества рабочих мест в сфере ИКТ приведет к росту общей занятости на 2,46% к 2025 году. По оценкам экспертов, устранение существующих нормативно-правовых барьеров в отношениях между государствами-членами ЕАЭС позволит сэкономить в Союзе 46,5 млрд долларов США. Эффект от цифровизации госзакупок на региональном уровне оценивается в 16,3 млрд долларов.
«Перед нами стоит серьезная задача по реализации цифровой повестки на региональном уровне. Необходимо провести качественные трансформационные процессы, выделить достаточно долгосрочных финансовых средств, сделать серьезные вложения в общую инфраструктуру, привлечь лучшие кадры, проявить мудрость и гибкость на уровне руководства и контроля процессов внедрения», — перечислила Лилия Бурунчук.
Для Тиграна Саркисяна очевидно, что «все те процессы, которые продолжат реализовываться в старой логике, будут устаревшими, а те активы, которые не оцифрованы, теряют свою ценность». «Основой экономики становится не производство товаров, а производство знаний, — уверен председатель Коллегии ЕЭК. — Оцифровка общих рынков ЕАЭС имеет принципиальное значение и для развития интеграции. Ключевое условие в связи с этим — единство или совместимость цифровых стандартов, принципов и правил. За общими правилами и культурой цифровых консорциумов — будущее торговли и кооперации стран Союза». 

Татьяна Валовая: «Мы делаем правильное дело, углубляя интеграцию»

По итогам 2017 года рост ВВП Евразийского экономического союза может достичь 2%. «По итогам девяти месяцев он уже вырос на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — сообщила член Коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике ЕЭК Татьяна Валовая. — Взаимная торговля в стоимостном выражении увеличилась на 27%. Это весьма солидный рост».
Экономика стран ЕАЭС демонстрирует положительную динамику по большинству показателей. За январь — сентябрь 2017 года промышленное производство выросло на 2,3%, сельскохозяйственное — на 2,7%. Грузооборот в пределах Союза увеличился почти на 7%. По мнению Татьяны Валовой, благодаря интеграционным эффектам Армения и Кыргызстан уже показывают рост ВВП примерно в 5%, что значительно больше, чем в других государствах ЕАЭС. По некоторым же показателям эти две страны оказываются далеко впереди. Например, за первые три квартала 2017 года объем строительства в Армении увеличился на 29%. Наибольший рост промышленного производства зафиксирован в Кыргызстане — 13,7%, на втором месте — Армения с 12,4%. «Экономические успехи стран Союза говорят о том, что мы делаем правильное дело, углубляя интеграцию», — резюмировала министр.