Найти тему
Русский странник

Сколько стоил обед с «мерзавчиком» в царской России

Леонид Соломаткин "Утро у трактира" 1873 г.
Леонид Соломаткин "Утро у трактира" 1873 г.

Как не остаться голодным в Москве в начале 1900-ых? Пожалуй, в тесной грязной харчевне на Хитровке и за копейку накормят объедками, а на грошовый обед в тёплом помещении да с чистым прибором за столом, крытым скатертью, рассчитывать не престало.

Самый доступный выбор - столовые от попечительств о народной трезвости, коих в разных углах Москвы открыто в немалом количестве. За 7 копеек получите глубокую, с краями, тарелку жирных мясных щей и такую же тарелку гречневой каши с говяжьим салом. Черного хлеба - сколько пожелайте. В месяц на все обеды полагается 2 рубля 10 копеек. Ежели кому посытней надобно, то там же можно просить сих же щей, но с добрым шматом говядины, а в кашу чтоб вместо сала не поскупились русского масла. За то взяли бы ещё пятак, и обед вышел бы в 12 копеек.

Всё хорошо, только выпить в таких трезвиловках не дают. Но по соседству всегда найдётся "казёнка", винная лавка, куда можно зайти перед обедом и получить за 8 копеек тёплый «мерзавчик» — 1/5 бутылки очищенной водки.

А где выпить? В "казенке" - строгий запрет, в столовой трезвости — тем паче, да дело-то быстрое, так что пьём прямо за углом, в подворотне или ближайшем, извиняйте, подъезде. Выходит, любитель сугреться перед обедом тратит на всё про всё 15 копеек, из коих одна за посуду возвращается обратно.

Средняя оплата труда столичного рабочего составляла в те времена 1,48 рублей в день.

Фактура взята из воспоминаний писателя Сергея Дурылина "В своём углу. Как жила и чем дышала старая Москва".