Найти тему
проект alma mater

«Задача системы образования — дать человеку наиболее широкую платформу мышления»

Оглавление

Дмитрий Песков о том, каких специалистов ждут в будущем

Дмитрий Песков — руководитель направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив. Это направление участвует в развитии движения WorldSkills, реализации Национальной технологической инициативы и программы «Цифровая экономика». В августе этого года Дмитрий Песков анонсировал создание Университета 20.35 — сети вузов, куда вошел ТГУ.

На открытии «Точки кипения» в Томске мы поговорили с Дмитрием Песковым о том, зачем нужен Университет 20.35, чему он будет учить «специалистов будущего» и как поможет найти ответы на философские вопросы о технологичном мире.

Дмитрий Песков
Дмитрий Песков

Стартап из джунглей

— Дмитрий Николае­вич, анонсируя Уни­верситет 20.35, вы сказали, что он будет давать обучающимся компетенции, необ­ходимые в будущем. Скажите, разве тех компетенций, что да­ют сегодня универси­теты, недостаточно?

— Мы находимся на периферии мировой технологической ре­волюции и на пери­ферии мировой эко­номической системы. Российская экономи­ка — это менее 3% от мировой. Откуда у нас возьмутся в большом количестве специа­листы, которые будут давать необходимые компетенции для но­вых поколений? Ни­откуда. Нет ни одного российского вуза, ко­торый бы внутри се­бя содержал все необ­ходимые компетен­ции для подготовки специалиста, который может лидировать в мире 2035 года.

К счастью, насту­пают новые техно­логические времена. И мы теперь можем подготовить этого специалиста не в од­ном вузе, а в несколь­ких. Мы берем из ста вузов десять, в кото­рых есть компетен­ции мирового уровня. Объединяем их в од­ну сеть. И отправля­ем человека в путе­шествие по этой се­ти, в зависимости от того, что именно ему нужно.

При этом мы не от­бираем деньги у уни­верситетов — Универ­ситет 20.35 не являет­ся конкурентом суще­ствующим вузам. Он является способом се­тевой организации лучших образователь­ных программ в этих университетах, в на­учных центрах, ком­паниях.

Тогда появится специалист мирового уровня, и мы сможем заработать деньги не на трех процентах мирового рынка, а на ста. Это в 30 раз боль­ше, значит, компания заплатит в десять раз больше налогов. Если она это сделает, в сле­дующий раз мы смо­жем дать в универси­теты не 100 рублей, а 300. Вот вся логика.

— Расскажите, что сейчас происходит в университете? В ав­густе было объявле­но, что он создан…

— Было объявлено о его создании. Но толь­ко недавно он полу­чил государственную регистрацию. А стар­товал 7 ноября с боль­шого хакатона «Собе­ри университет», в ко­тором почти сто ко­манд из шести реги­онов, десятка российских вузов вместе участвовали в разработке технологиче­ских решений.

Сейчас на рынке нет технологиче­ской платформы, которая бы решала основную задачу для российского об­разования в XXI веке. Это платформа, на которую вы могли бы загрузить свои данные и получили бы рекомендации о том, какие компетенции вам выгод­нее всего развивать. Какие компетен­ции одновременно разовьют вас и нуж­ны будущему рынку.

-2

На основе боль­ших данных система должна помочь человеку выстроить свою персональ­ную образовательную траекторию, ска­зать, что вот здесь вы должны полго­да проучиться в Томском государствен­ном университете, потом вы должны поработать четыре месяца в Институте ядерной физики Сибирского отделения Академии наук. И вернувшись оттуда, вы сдадите экзамен в ТГУ, потому что в течение всего этого времени вы учи­лись на онлайн-курсах, где получали базовые компетенции, которые вам не­обходимы. А еще в процессе всего этого вы создали новый продукт и вывели его на мировой рынок

Необходимо будет работать в состоянии неопределенно­сти и с межкультурным составом участ­ников в команде. Команду тоже нужно уметь собирать.

Первые студенты

— Как будет складываться взаимодей­ствие университетов и бизнеса в рам­ках Университета 20.35?

— По разным моделям. Университеты, в том числе корпоративные, могут быть, с одной стороны, поставщиками компе­тенций. А, например, компании могут быть поставщиками технологических решений для нашей платформы. Циф­ровые платформы могут быть не толь­ко поставщиками онлайн-курсов, но и партнерами по сбору данных. Причем вы, как студент, должны быть заинтере­сованы не только в том, чтобы загрузить свои отметки, но и поделиться данными своей психофизиологии.

Если мы будем иметь много таких данных, научимся строить прогнозные модели. Мы будем говорить вам: мож­но пройти такие-то тренинги, они под­нимут не уровень ваших знаний, а ва­ши базовые когнитивные способности. Мы можем увидеть, что у вас есть супер­талант в чем-то, например, он связан с анализом больших данных в системах с явно распределенной экономической информацией. Судя по всему, человек с таким талантом будет очень востребо­ван в инвестбанкинге.

— Университет 20.35 для элиты?

— Нет, потому что базовые онлайн-кур­сы будут для каждого, бесплатно. Как и возможность пройти тестирование и получить персональные рекомендации.

Дальше, если у вас есть талант, ваше обучение может оплатить работодатель. Вы можете претендовать на бюджетное финансирование или создать стартап.

Всех ребят, которые участвовали в хакатоне «Собери Университет 20.35», мы взяли на сопровождение в наш университет как студентов. Потому что они продемонстрировали необхо­димые базовые компетенции: умение браться за задачу, объединяться в ко­манду, работать в условиях неопреде­ленности.

Как искать настоящее

— Если Университета 20.35 не будет — что тогда случится? Мы не «выплы­вем» никуда?

— Смотрите, в этом нет ничего принци­пиально нового, все эти модели, по от­дельности, закладывались в системе образования лет десять назад. Напри­мер, болонская система, система кре­дитов, система мобильности. Все это заработало? Нет. В каком из российских университетов 100 % студентов или хо­тя бы 50 % проводят минимум семестр в другом университете? Ведь это базовая идеология болонской системы — акаде­мическая мобильность.

С прошлого года несколько универ­ситетов в порядке эксперимента нача­ли засчитывать курсы, пройденные на Coursera. Но возникает вопрос: может, в таком случае университету сократить бюджетное финансирование? Потому что государство перечислило вузу бюд­жетную субсидию на то, что этот пред­мет будет вести преподаватель.

Огромное количество вопросов еще не урегулировано. Это тоже часть ра­боты, которой мы занимаемся сегодня.

-3

— На презентации Университета 20.35 вы говорили, что технологическое бу­дущее наступило слишком быстро, при этом мы несем с собой политиче­ское прошлое, а в итоге не имеем ни­какого настоящего. Поможет ли Уни­верситет 20.35 это настоящее найти?

— Нет. Но задачей является создание платформы, на которой можно искать ответы на любые вопросы, в том чис­ле и те, о которых вы говорите. Это не производство, это производство средств производства. Сначала мы должны создать платформу, описать общий язык и правила. Потом ставить конкретные задачи. А если я постав­лю конкретную цель вроде той, о кото­рой вы говорите, то сразу пойду по не­правильному пути — мы слишком су­зим задачу.

— Как тогда искать?

— У нас универсальный рецепт: смеши­вайте лучших людей и лучшие идеи. Позволяйте им это делать свободно.

— Раньше технологии в массовом со­знании соотносились с фундамен­тальными исследованиями, с теоре­тическими дисциплинами, сегодня — с идеологиями. Как это будет влиять на создание образовательных траек­торий?

— К сожалению, вы правы, сегодня во­прос технологий становится идеологи­ческим. Технологии теряют нейтраль­ность. Вопрос о праве на генетическое редактирование — это политический вопрос в большом количестве разных стран. Идеология и технологии в зна­чительной степени растворяются друг в друге.

Образовательные технологии бу­дут развиваться, как и любые другие — грань между ними будет просто исче­зать. Есть персональная траектория развития человека, и чтобы идти по ней, вы используете разные инструмен­ты. Всё. Ваше мышление формируется в разных форматах.

Задача системы образования — дать человеку наиболее широкую платфор­му мышления, используя которую он мог бы развиваться. Систему координат. Самое важное, с моей точки зрения, в школе дать детям максимальное коли­чество языков мышления, на которых они могут разговаривать. От символь­ного языка до языка музыки или мате­матики — это все разные языки, на ко­торых мы можем описывать окружаю­щую нас действительность. Если нам с вами дают две системы из базовых 11 — мы ограничены. Давать надо макси­мальное количество.

Текст: Марина Сенинг
Фото: Алёна Кардаш

Проект Alma Mater, № 8 (21)