Дмитрий Песков о том, каких специалистов ждут в будущем
Дмитрий Песков — руководитель направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив. Это направление участвует в развитии движения WorldSkills, реализации Национальной технологической инициативы и программы «Цифровая экономика». В августе этого года Дмитрий Песков анонсировал создание Университета 20.35 — сети вузов, куда вошел ТГУ.
На открытии «Точки кипения» в Томске мы поговорили с Дмитрием Песковым о том, зачем нужен Университет 20.35, чему он будет учить «специалистов будущего» и как поможет найти ответы на философские вопросы о технологичном мире.
Стартап из джунглей
— Дмитрий Николаевич, анонсируя Университет 20.35, вы сказали, что он будет давать обучающимся компетенции, необходимые в будущем. Скажите, разве тех компетенций, что дают сегодня университеты, недостаточно?
— Мы находимся на периферии мировой технологической революции и на периферии мировой экономической системы. Российская экономика — это менее 3% от мировой. Откуда у нас возьмутся в большом количестве специалисты, которые будут давать необходимые компетенции для новых поколений? Ниоткуда. Нет ни одного российского вуза, который бы внутри себя содержал все необходимые компетенции для подготовки специалиста, который может лидировать в мире 2035 года.
К счастью, наступают новые технологические времена. И мы теперь можем подготовить этого специалиста не в одном вузе, а в нескольких. Мы берем из ста вузов десять, в которых есть компетенции мирового уровня. Объединяем их в одну сеть. И отправляем человека в путешествие по этой сети, в зависимости от того, что именно ему нужно.
При этом мы не отбираем деньги у университетов — Университет 20.35 не является конкурентом существующим вузам. Он является способом сетевой организации лучших образовательных программ в этих университетах, в научных центрах, компаниях.
Тогда появится специалист мирового уровня, и мы сможем заработать деньги не на трех процентах мирового рынка, а на ста. Это в 30 раз больше, значит, компания заплатит в десять раз больше налогов. Если она это сделает, в следующий раз мы сможем дать в университеты не 100 рублей, а 300. Вот вся логика.
— Расскажите, что сейчас происходит в университете? В августе было объявлено, что он создан…
— Было объявлено о его создании. Но только недавно он получил государственную регистрацию. А стартовал 7 ноября с большого хакатона «Собери университет», в котором почти сто команд из шести регионов, десятка российских вузов вместе участвовали в разработке технологических решений.
Сейчас на рынке нет технологической платформы, которая бы решала основную задачу для российского образования в XXI веке. Это платформа, на которую вы могли бы загрузить свои данные и получили бы рекомендации о том, какие компетенции вам выгоднее всего развивать. Какие компетенции одновременно разовьют вас и нужны будущему рынку.
На основе больших данных система должна помочь человеку выстроить свою персональную образовательную траекторию, сказать, что вот здесь вы должны полгода проучиться в Томском государственном университете, потом вы должны поработать четыре месяца в Институте ядерной физики Сибирского отделения Академии наук. И вернувшись оттуда, вы сдадите экзамен в ТГУ, потому что в течение всего этого времени вы учились на онлайн-курсах, где получали базовые компетенции, которые вам необходимы. А еще в процессе всего этого вы создали новый продукт и вывели его на мировой рынок
Необходимо будет работать в состоянии неопределенности и с межкультурным составом участников в команде. Команду тоже нужно уметь собирать.
Первые студенты
— Как будет складываться взаимодействие университетов и бизнеса в рамках Университета 20.35?
— По разным моделям. Университеты, в том числе корпоративные, могут быть, с одной стороны, поставщиками компетенций. А, например, компании могут быть поставщиками технологических решений для нашей платформы. Цифровые платформы могут быть не только поставщиками онлайн-курсов, но и партнерами по сбору данных. Причем вы, как студент, должны быть заинтересованы не только в том, чтобы загрузить свои отметки, но и поделиться данными своей психофизиологии.
Если мы будем иметь много таких данных, научимся строить прогнозные модели. Мы будем говорить вам: можно пройти такие-то тренинги, они поднимут не уровень ваших знаний, а ваши базовые когнитивные способности. Мы можем увидеть, что у вас есть суперталант в чем-то, например, он связан с анализом больших данных в системах с явно распределенной экономической информацией. Судя по всему, человек с таким талантом будет очень востребован в инвестбанкинге.
— Университет 20.35 для элиты?
— Нет, потому что базовые онлайн-курсы будут для каждого, бесплатно. Как и возможность пройти тестирование и получить персональные рекомендации.
Дальше, если у вас есть талант, ваше обучение может оплатить работодатель. Вы можете претендовать на бюджетное финансирование или создать стартап.
Всех ребят, которые участвовали в хакатоне «Собери Университет 20.35», мы взяли на сопровождение в наш университет как студентов. Потому что они продемонстрировали необходимые базовые компетенции: умение браться за задачу, объединяться в команду, работать в условиях неопределенности.
Как искать настоящее
— Если Университета 20.35 не будет — что тогда случится? Мы не «выплывем» никуда?
— Смотрите, в этом нет ничего принципиально нового, все эти модели, по отдельности, закладывались в системе образования лет десять назад. Например, болонская система, система кредитов, система мобильности. Все это заработало? Нет. В каком из российских университетов 100 % студентов или хотя бы 50 % проводят минимум семестр в другом университете? Ведь это базовая идеология болонской системы — академическая мобильность.
С прошлого года несколько университетов в порядке эксперимента начали засчитывать курсы, пройденные на Coursera. Но возникает вопрос: может, в таком случае университету сократить бюджетное финансирование? Потому что государство перечислило вузу бюджетную субсидию на то, что этот предмет будет вести преподаватель.
Огромное количество вопросов еще не урегулировано. Это тоже часть работы, которой мы занимаемся сегодня.
— На презентации Университета 20.35 вы говорили, что технологическое будущее наступило слишком быстро, при этом мы несем с собой политическое прошлое, а в итоге не имеем никакого настоящего. Поможет ли Университет 20.35 это настоящее найти?
— Нет. Но задачей является создание платформы, на которой можно искать ответы на любые вопросы, в том числе и те, о которых вы говорите. Это не производство, это производство средств производства. Сначала мы должны создать платформу, описать общий язык и правила. Потом ставить конкретные задачи. А если я поставлю конкретную цель вроде той, о которой вы говорите, то сразу пойду по неправильному пути — мы слишком сузим задачу.
— Как тогда искать?
— У нас универсальный рецепт: смешивайте лучших людей и лучшие идеи. Позволяйте им это делать свободно.
— Раньше технологии в массовом сознании соотносились с фундаментальными исследованиями, с теоретическими дисциплинами, сегодня — с идеологиями. Как это будет влиять на создание образовательных траекторий?
— К сожалению, вы правы, сегодня вопрос технологий становится идеологическим. Технологии теряют нейтральность. Вопрос о праве на генетическое редактирование — это политический вопрос в большом количестве разных стран. Идеология и технологии в значительной степени растворяются друг в друге.
Образовательные технологии будут развиваться, как и любые другие — грань между ними будет просто исчезать. Есть персональная траектория развития человека, и чтобы идти по ней, вы используете разные инструменты. Всё. Ваше мышление формируется в разных форматах.
Задача системы образования — дать человеку наиболее широкую платформу мышления, используя которую он мог бы развиваться. Систему координат. Самое важное, с моей точки зрения, в школе дать детям максимальное количество языков мышления, на которых они могут разговаривать. От символьного языка до языка музыки или математики — это все разные языки, на которых мы можем описывать окружающую нас действительность. Если нам с вами дают две системы из базовых 11 — мы ограничены. Давать надо максимальное количество.
Текст: Марина Сенинг
Фото: Алёна Кардаш
Проект Alma Mater, № 8 (21)