Найти в Дзене
Армянский музей Москвы

Дудук Дживана Гаспаряна и мировой кинематограф

Музыка к фильму, саундтрек, создает его настроение, придает ему звучание во всех смыслах этого слова. Музыка неотделима от образов, образы неотделимы от музыки — в киноискусстве все сливается в единое целое.

 Сцена из фильма «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе
Сцена из фильма «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе

Слушая мелодию, исполняемую на дудуке, словно уносишься в далекое прошлое, музыка исходит из глубины веков. В звучании дудука соединяются лиричность, эмоциональность и выразительность.

Возможно, поэтому неслучаен выбор именно этого армянского инструмента для исполнения музыкального сопровождения ко многим художественным фильмам, посвященным тем или иным историческим периодам и событиям.

В 1988 году мировой кинематограф открыл для себя звучание армянского дудука. Новое звучание же самому дудуку придал мастер игры на нем — Дживан Гаспарян.

С конца 1980-х годов он работал в США. Там он и написал тему на дудуке для кинокартины «Последнее искушение Христа» режиссера Мартина Скорсезе. Этот фильм стал экранизацией романа греческого писателя Никоса Казандзакиса «Последнее искушение» (1951), внесенного католической церковью в Индекс запрещенных книг. Сам фильм также приняли неоднозначно. Он навлек на себя массовую критику со стороны религиозных организаций и верующих различных направлений христианства.

Над музыкой к фильму Дживан Гаспарян работал совместно с британским музыкантом и композитором Питером Гэбриэлом.

Видео: https://youtu.be/uTAaKAVpOOM

В 2000 году на экраны выходит фильм «Гладиатор» режиссера Ридли Скотта, удостоенный пяти премий «Оскар» и двух премий «Золотой глобус» в том числе за лучшую музыку к фильму в 2001 году. Дживан Гаспарян также принимает участие в написании саундтрека. Работа велась совместно с немецким композитором Хансом Циммером и австралийским музыкантом и композитором Лизой Джеррард.

За музыку к фильму «Гладиатор» Гаспарян получил премию «Грэмми».

«Ханс Циммер пригласил меня в студию, — вспоминает Дживан Гаспарян, — включил музыку для „Гладиатора“ и говорит: „Вот это ты должен сыграть“. Я два раза ее послушал и сказал: „Можно записывать“». 

Вот же воспоминания Ханса Циммера: «Я всегда хотел писать музыку для Дживана Гаспаряна. Я думаю, что он один из самых поразительных музыкантов в мире. Он создает единственное в своем роде уникальное звучание, которое сразу же западает в память». 

Видео: https://youtu.be/Dpo3RwiJO9c

Еще одной работай Гаспаряна стал саундтрек к фильму «Страсти Христовы» 2004 года. Режиссер фильма — Мел Гибсон. Фильм охватывает последние 12 часов жизни Иисуса Христа.

Дудук Дживана Гаспаряна звучит в десятках фильмов, в том числе в: «Русский Дом», «Онегин», «Ворон», «Календарь», «Доктор Живаго». Услышать звучание дудука можно также в фильме Александра Гутмана «Фрески» (2003, позднее был издан одноименный альбом). Фильм повествует об Армении, о жизни страны после развала СССР и землетрясения, которые свалились на Армению почти одновременно.

  Рипсиме Галстян