Освоение русскими земель восточнее Урала началось в XVI веке. К концу царской власти границы России на востоке ограничивал только Тихий океан, а численность населения подходила к 10 млн. человек. За советское время население Дальнего Востока выросло в 5 раз (до 8 млн), Сибири — почти в 2,5 (до 24 млн). Современная Россия за 26 лет из-за естественной и миграционной убыли успела растерять по 2 млн человек в каждом макрорегионе — это четверть населения Дальнего Востоке и около 10% населения Сибири. При этом около 40% оставшихся жителей, по данным последнего на эту тему опроса ВЦИОМ, мечтают уехать. Нужен ли вообще России Восток?
Эпоха потерь
На самом деле демографическая ситуация в Сибири и на Дальнем Востоке ещё хуже, чем описано выше, так как статистика учитывает лишь количественные, а не качественные потери населения. В 2016 году Дальний Восток потерял более 17 тыс человек из-за миграционной убыли, а Сибирь — 12,5 тыс. С учетом того, сколько людей при этом приехали, а сколько уехали, получается, что население регионов обновилось примерно на 3−4% за год. Едва ли эта замена была равноценной.
Уезжают в первую очередь молодые и амбициозные, и в основном в западном направлении. В науке этому процессу даже придумали специальный термин — «западный дрейф». Приезжают, по большей части, люди из более отсталых регионов России и стран Средней Азии. К примеру, безвизовый режим со странами СНГ, в первую очередь среднеазиатскими, в 2012—2014 годах, только по официальным данным, обеспечивал Сибири прирост в 30−40 тыс человек в год, Дальнему Востоку — в 6−10 тыс. Это сопоставимо с естественным приростом населения в этих округах.
Если отнять приезжих из Средней Азии из общей статистики миграционного прироста, то цифры по убыли станут просто ужасающими. В 2014 году при таком расчете Сибирь не приобрела бы 19,5 тыс человек к численности, а потеряла бы более 15 тыс, а Дальний Восток потерял бы не 15,6 тыс человек, а 23 тыс. Всего с 2011 по 2014 годы, по данным Росстата, население Сибири за счёт мигрантов из стран СНГ приросло на 150 тыс человек, Дальнего Востока — на 38,7 тыс. Как видно, «западный дрейф» удаётся перекрывать лишь «среднеазиатским приливом». В противном случае было бы невозможно сохранить миграционную убыль в разумных рамках и обеспечить пустеющий рынок труда рабочей силой. В результате, по данным опроса «Левада-центра», растет нетерпимость к мигрантам; 67% россиян выступают за ограничение их притока. Но кому нравится жить на пустеющей территории?
Полный текст публиковал на сайте "План перемен".