Найти в Дзене
Реальное время

Почему лучше не указывать персональные данные в соцсетях?

Оглавление

Булат Ганиев, «Технократия», о личном пространстве в эпоху интернета.

Почему это проблема?

Этот текст я пишу, чтобы привлечь внимание к недооцененной проблеме массового сбора персональных данных. Небрежность в этом вопросе угрожает подорвать такие ценности, как личность с ее правами, мнением, интересами и свободой выбора. Я бы не хотел однажды проснуться в таком мире.

Как и любая проблема, связанная с технологическим прогрессом, проблема персональных данных лежит в области этики и права, а не технологий.

Только представьте себе сценарий, при котором обрабатываются все данные, собранные с ваших смартфонов, умных часов, очков, линз, встроенных подкожных чипов и микророботов в вашей кровеносной системе. Ваш виртуальный помощник (например, Siri) дает вам персонализированные советы в каждой сфере вашей жизни. Вам больше не нужен персональный тренер, диетолог, психолог, финансист. Ваш персональный искусственный интеллект в кармане сделает эту работу лучше самого дорогого специалиста.

-2

Представьте обратный сценарий, где ваши данные вам не принадлежат. Сбор и обработка данных контролируется небольшой группой компаний или государством. Поведение масс и отдельного человека предсказуемы с большой вероятностью. Попытки провести любое собрание, которое противоречит позиции монополиста данных, пресекаются в зародыше.

Более того, в обществе в принципе нет инакомыслия, потому что на основе данных формируется инфополе, которое транслирует нужные идеи. Инакомыслие невозможно, потому что право формировать мысли больше вам не принадлежит. Полная монополия на идеи, выраженная в том, что стоит вам что-то придумать и сделать первые шаги, как о ней узнают и реализуют ее те, чьими сервисами вы пользуетесь.

Монополия на данные — возможно, первая в истории неуязвимая монополия.
Оруэллу такое и не снилось.
-3

Почему нельзя верить IT-гигантам?

Очевидной проблемой является то, что большую часть данных собирает и обрабатывает небольшая группа компаний. Ярким примером является США, где FAANG (Facebook, Amazon, Apple, Netflix, Google) собирает более 80% данных из цифровых каналов. Сама структура агрегации данных выглядит угрожающей. Стоит этой пятерке договориться, и она сможет реформировать общество в рамках интересов их советов директоров.

В США я узнал, что действительно есть практика закрытых конференций для гигантов IT-сегмента, на которых обсуждаются совместные стратегии на определенных рынках. Сам по себе такой баланс сил — явно не в пользу обычных пользователей.

-4

Нам кажется нормальным, что при установке нового ПО мы на автомате принимаем условия пользовательского соглашения, чтобы работать с программой. Однако стоит задуматься, и становится ясно, что это — безальтернативная модель. Мне не предлагают принять условия частично, не предоставляют возможность заплатить за то, чтобы данные обо мне не собирались. Проникновение некоторых сервисов в нашу жизнь настолько обширно, что не использовать его — значит быть за гранью твоего круга общения. Крупные компании понимают ценность данных и используют цифровую неграмотность масс. Нельзя забывать, что бесплатные сервисы — это крупные бизнесы, которые обязаны показывать прибыль.

Если вы не платите деньгами, значит расплачиваетесь данными.

Время защищать цифровые активы

Экологичность когда-то стала стандартом в производстве, возможно, подобным стандартом IT-индустрии станет неприкосновенность персональных данных без осмысленного одобрения пользователем.

В этом вопросе ключевую роль играет государство. Для недопущения технологического коллапса оно должно активно курировать вопрос данных. Если существует развитая правовая основа в вопросах прав материальной собственности, то не менее развитой должна стать область права собственности на персональные цифровые активы.

-5

Нет плохих и хороших технологий и компаний. В рамках рынка естественно стремиться завоевать его полностью. Нужно ввести правила игры на рынке данных. Не допустить образования монопольных структур. Обеспечить условия, при которых данные пользователей не будут использованы против них.

Как владелец ряда IT-компаний, технократ и трансгуманист, я верю в то, что технологии — благо. Отказаться от технологического прогресса — все равно, что изменить нашей человеческой сути.

В технологичной гонке важно не забывать, что главный ее смысл — сохранить человечество и человека внутри себя.

Больше полезных материалов на сайте

Подписывайтесь на "Реальное время" в соцсетях (ВКонтакте,Facebook,Telegram)