Чем отличается манипуляция от влияния
Сколько раз вы слышали, что нами постоянно манипулируют: политики, продавцы, МЛМщики и это плохо? Но придя в любую поликлинику, вы можете увидеть там кабинет манипуляций и зайдя туда с вами совершат манипуляцию?
Манипуляция - это скрытые: принуждение или мотивация человека к совершению действий, выгодных манипулятору. То есть человек не осознаёт реальных намерений манипулятора, но если намерения понятны, то и манипуляции нет. Хорошую манипуляцию, вообще заметить невозможно, потому что человек думает, что это его решение.
Если вы приходите в поликлинику и заходите в кабинет манипуляций, а выходите со страховым полюсом, то это действительно манипуляция. А если вы пришли к психологу и хотите решить свою проблему, то он вам не расскажет все приёмы воздействия, которые он будет к вам применять, чтобы это сделать. Подразумевается, что вы сами согласились на это.
Влияние - это демонстрация открытого намерения и скрытое принуждение или мотивация к совершению действий, выгодных влияющему. То есть, если политик говорит, что хочет стать президентом и при этом врёт через каждое слово, то обвинить его в манипуляции невозможно, потому что он влияет.
Возьмём какого-нибудь нахального политика, допустим, что он заявил, что идёт на президентские выборы и начинает вкладывать всеми манипулятивными методами в головы избирателей нужную ему информацию. Конечно информация должна быть частично достоверная, допустим, что президент ездит на мерседесе. И начинает освещать этот факт с негативной стороны: дорогой, не российского производства, да и вообще мы с Германией воевали, но скрывает тот факт, что, став президентом, сам планирует ездить на Ролс - Ройсе.
Видео: технологии влияния и манипуляций
Если вы приходите в магазин, то даёте своё молчаливое согласие чтобы вам продавали, и продавцы используют для этого все возможные методы: скрытую рекламу, нейромаркетинг, нейро-лингвистическое программирование, создание состояний повышенной внушаемости и эмоциональной вовлечённости, внушения и ещё множество различных психологических методик для того чтобы достичь своей цели.
Поэтому если вы пришли в магазин, то вам будут "втюхивать" товар любыми способами, а если вы слушаете нахального политика, то вам будут "втюхивать" нужную ему информацию. Но если человек способен самостоятельно принять решение о том, что ему нужно, например, прийти в магазин со списком покупок или найти и проанализировать официальную информацию, тот манипулировать им на много сложней.