Из серии: «ICO для проектов из реальной экономики»
Токен – это просто фантик, но он может стать очень полезной и дорогой «бумажкой».
По сути, токен – это чистый лист бумаги, на котором Вы можете написать все что угодно. Если Ваши предложения и условия будут интересны другим людям, то токен будет пользоваться спросом. И если эта «бумажка», отмеченная особыми указаниями о том, как ею можно пользоваться, окажется востребованной многим людьми, то при условии, что количество таких «бумажек» (токенов) на рынке ограничено, она начинает расти в цене. Вот и вся премудрость работы такого загадочного инструмента как токен.
Не лезьте к нашим токенам со своими грязными руками!
По сложившемуся в сообществе блокчейна убеждению идея токена может работать только для проектов из сферы блокчейна. Мы очень часто слышим усмешки, возмущения и едкие замечания в адрес тех, кто выводит на ICO проекты из реальной экономики.
Суть проблемы, скрывающейся за этими замечаниями и усмешками, можно выразить в нескольких тезисах:
1. Блокчейн – это святое, это наша территория, и мы ее создавали не для того, чтобы сюда лезли всякие проходимцы, ничего не понимающие ни в блокчейн-технологиях, ни в идеологических принципах сообщества.
2. Процедура ICO, а также такой инструмент как «токен», были придуманы специально для экосистемы блокчейна, и предназначены исключительно для развития сообщества.
3. Норма прибыли проектов из реальной экономики редко бывает выше 30%, в то время как инвесторы, вкладывающие деньги в токены проектов из сферы блокчейна, увеличивают свои капиталы в 2 – 3 раза за несколько месяцев.
4. Основной бизнес и основная активность проектов из реальной экономики проходит вне сферы блокчейна, поэтому не очень понятно как люди, купившие эти токены будут контролировать и отслеживать судьбу проекта, в который они вложились.
Как можно заметить, два первых тезиса носят идеологический характер, этих взглядов придерживается часть блокчейн-сообщества, которую можно назвать «изоляционистской партией».
Два последних тезиса выражают скептическое отношение к возможности что-то заработать на вложении средств в проекты из реальной экономики. Эту часть сообщества можно назвать «партией прагматиков».
С нашей точки зрения, ошибочной является и та, и другая позиция. В этом тексте мы попробуем это доказать.
Токены проектов из реальной экономики оказываются востребованными вдвойне.
Итак, с нашей точки зрения, сторонники «изоляционистской партии» во многом не правы. Дело в том, что токены, выпущенные в процессе ICO для проектов из реальной экономики, могут оказаться востребованы даже в большей степени, чем у проектов, предлагающих какую-либо очередную платформу или фрагмент инфраструктуры для уже наполненной такими предложениями экосистемы блокчейна.
Дело в том, что когда «земной проект» выходит на ICO, он начинает жить как бы в двух мирах. Во-первых, он сохраняет свою земную жизнь и продолжает реализовывать свой бизнес в сфере реальной экономики, но только уже получив значительные финансовые вливания из сферы блокчейна. А во-вторых, он, выпустив свой токен, попадает в бизнес-процессы блокчейна и превращается в крипто-актив на биржах.
Все зависит от того, какой именно функционал мы повесим на выпускаемый токен. Допустим, ради того, чтобы сделать токен востребованным в бизнесе из реальной экономики, мы сделали его инструментом в программе лояльности компании. Потребители этой компании, вместо того чтобы покупать ее продукцию за фиатные деньги, начинают приобретать токены, так как за токены можно обменять эту же самую продукцию, но только со значительным дисконтом.
В данном случае такая «программа лояльности» выполняет свою классическую функцию – формирует вокруг себя армию лояльных потребителей, то есть создает свое комьюнити. Но с другой стороны, люди, приобретающие токены, становятся активными участниками блокчейн-сообщества, даже в том случае, если они мало чего понимают в блокчейн технологиях.
Если токены растут в цене, то людям, покупающим токены для их обмена на продукцию компании, становится выгодным покупать их впрок, а это превращает их в крипто-инвесторов. Но чтобы избежать излишнего внимания надзорных органов, скажем так: держатели токенов, могут получать непредвиденную выгоду от того, что токен может колебаться в цене, благодаря особому климату, царящему в экосистеме блокчейна.
В данном случае важно сделать так, чтобы токен не дешевел, а наоборот – рос в цене. Добиться этого можно, если "привязать" токен не к стоимости готовой продукции или к стоимости сырья, а к объемам сбыта компании. Стоимость и сырья продукции обычно меняется не очень сильно, и далеко не всегда она растет. В то время, как объемы сбыта быстро развивающейся компании могут расти стремительно.
Выходящие на ICO производственные проекты обычно собирают средства как раз на расширение производства и на запуск в производство уже разработанной или находящейся в разработке продукции. И если мы создали такой токен, который чувствителен к увеличению объемов сбыта (так как является инструментом программы лояльности) , в такой ситуации он обречен на рост. А с другой стороны, инвесторы и трейдеры на крипто-биржах, видя что спрос на токен растет, начинают его скупать, что приводит к еще большему росту его цены.
Ответ сторонникам «изоляционистской партии».
Интеграция проектов из реальной экономики в сферу блокчейна приводит к выводу на крипто-биржи нового типа активов. Это активы, обеспеченные бизнесом из «большого мира». В принципе – это процесс сопоставимый с процессом майнинга. При эмиссии криптовалют, майнинг выполняет функцию обеспечения стоимости этих валют. С другой стороны распространение такой практики как майнинг криптовалют привело к резкому расширению блокчейн-сообщества. Что привело к увеличению спроса на развитие инфраструктуры блокчейна.
В какой-то мере судьба токена в проектах из реальной экономики похожа на участь криптовалют, эмитируемых в процессе майнинга. Для увеличения в блокчейне количества какой-то криптовалюты нужно расширить и интенсифицировать процесс ее майнинга в реальном мире. А для обеспечения роста стоимости токена, который привязан к росту объемов сбыта компании, необходимо увеличивать армию потребителей продукции этой компании.
Таким образом, ICO и токен, который был назначен выполнять функцию инструмента в программе лояльности компании, являются очень удобным оружием для экспансии на территорию реальной экономики.
В процессе этой экспансии будет расти и востребованность самого блокчейна, а также – "инфраструктурных блокчейн-проектов", которые так любят сторонники изоляционистской партии.
Блокчейн-сообщество уже давно перестало быть закрытым клубом. В экосистему блокчейна уже давно проникло и надежно там обосновалось большое количество активных игроков, не очень сильно заботящихся об идеологических принципах, сообщества. С другой стороны, крипто-мир уже давно находится в поле зрения финансовых и политических интересов и бизнес и властных элит.
В такой ситуации, если блокчейн-сообщество не будет производить экспансии на мир реальной экономики и внедрять в ней свои технологические и организационные принципы, то "реальный мир" в лице бизнеса и регулировщиков придет в блокчейн и отформатирует его по своим лекалам.
Горев Андрей
Рисунок Горевой Елены http://artgoreva.ru/products/category/530735