Артикуляционная гимнастика для детей младшего дошкольного возраста – это профилактическая мера. Упражнения выполняют, чтобы предупредить нарушение звукопроизношения в старшем возрасте. Если же ребенку исполнилось 5 лет, а у него отсутствуют некоторые звуки, либо одни звуки заменяются схожими по звучанию, говорит о том, что неправильное произношение закрепилось, ребенок по каким-то причинам не может овладеть нормативным произношение самостоятельно, и ему нужна помощь.
Одной из причин, приводящих к нарушению произношения, является ограничение подвижности органов артикуляции, трудности в выполнении определенны движений. Произнесение каждого звука это комбинация движений губ, языка, мягкого неба, голосовых складок с одновременной подачей воздушной струи. Чаще всего детям сложно сделать язык широким, поднять кончик широкого языка вверх, прижать боковые края языка к верхним коренным зубам, присосать язык к твёрдому нёбу. Именно из-за отсутствия этих движений нарушается произношение звуков Ш, Ж, Р и других.
Добиться правильного произношения возможно только в том, случае, если ребенок овладеет нужными движениями. Поэтому выполнение артикуляционной гимнастики обязательно. Так как в старшем дошкольном возрасте артикуляционная гимнастика является средством коррекции, то и отнестись к ее выполнению необходимо со всей серьезностью. Описание всех основных упражнений можно найти здесь.
Выполняя гимнастику важно следить за точностью и четкостью движений, количество упражнений должно быть таким, чтобы оно обеспечивало тренировку мышц языка. Чтобы быть уверенными в правильности выполнения упражнений, а требования, предъявляемые родителями, совпадали с требованиями логопеда, необходимо посетить хотя бы одно логопедическое занятие. Это важно, поскольку в литературе и практике имеются некоторые расхождения в названиях упражнений, особенностях их выполнения.
Чтобы ребенку было интересно выполнять упражнения для мышц артикуляционного аппарата, предлагайте стихи, загадки, игры с картинками, используйте игрушки. Много вариантов для проведения гимнастики можно найти на сайте www.logorina.ru .
Занимаясь с ребенком старшего дошкольного возраста, нужно учитывать необходимость развития таких психических процессов, как память, внимание, мышление, воображение. Все это успешно можно делать во время проведения гимнастики. Вот некоторые варианты игр, позволяющие совместить развитие психических процессов с тренировкой мышц речевого аппарата.
1.Взрослый называет 3-5 упражнений, которые нужно выполнить. Задача ребенка запомнить их и выполнить в той же последовательности.
2.Взрослый раскладывает перед ребенком 7 картинок-символов для проведения артикуляционной гимнастики. Затем просит закрыть глаза и убирает одну картинку. Ребенок называет, какой картинки не стало и выполняет это упражнение.
3.Предлагаем ребенку во время упражнения выполнять руками те же движения, что и языком. Например, язык поднимаем к верхней губе и лежащие на столе руки поднимаем вверх; языку придаем форму чашечки и руками показываем «чашечку».
4.Выполняем упражнения и придумываем ему новые названия.
5.Выполняем упражнение под счет. Говорим ребенку, что нужно закончить выполнять упражнение, когда будет произнесено «семь», и считаем до десяти, не останавливаясь. Если ребенок забыл вовремя остановиться, то выполняем упражнение еще раз.
6.Пять-семь карточек для проведения артикуляционной гимнастики прячем на глазах у ребенка. Он должен найти одну карточку – выполнить соответствующее упражнение, найти вторую – выполнить еще одно упражнение и т.д.
7.Просим ребенка определить первый или последний звук в названии упражнений и выполнить их.
Аналогичных игр и заданий можно придумать много, а значит поддерживать интерес ребенка столько, сколько необходимо для формирования нужных артикуляционных поз. Занимайтесь по два раза в день по 3-5 минут, контролируйте правильность выполнения движений и вскоре будете радоваться новым звукам.
Полезная статья? Нажимайте лайк и подписывайтесь на канал.