Найти в Дзене
ABW

Братский подход. Может ли белорус вернуть "права", если был лишен их в России?

До сих пор в среде белорусских автомобилистов бытует мнение, что в России белорус сколько угодно может нарушать ПДД, вплоть до лишения права управления, все равно вернется на родину, заявит об утере и восстановит "права". Так ли это? Существуют ли нарушения, за которые придется ответить в любом случае? Или все это не более чем слухи? Об этом - наш сегодняшний материал.

Чтобы все было предельно ясно, постараемся исключить сложную терминологию и сошлемся на конкретные документы. В частности, на Конвенцию о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных правонарушениях Правил дорожного движения, которая принята и ратифицирована Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

Для чего она нужна?

В соответствии с ее положениями стороны признают решения компетентных органов, вынесенные за нарушения Правил дорожного движения в отношении лиц, проживающих на территории страны - участницы Конвенции, по конкретным правонарушениям. Таким образом, есть перечень статей Административного кодекса, по которым лицо понесет ответственность, даже если оно совершило правонарушение на территории соседней страны. Эти правонарушения обозначены в приложении к Конвенции, внимательно их посмотрим:

1. Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение легких телесных повреждений или материального ущерба.
2. Нарушение водителем транспортного средства обязанности оставаться на месте дорожно-транспортного происшествия.
3. Управление транспортным средством в состоянии опьянения или под воздействием наркотических, а равно иных веществ, оказывающих подобное воздействие.
4. Невыполнения законного требования сотрудника милиции (полиции) об остановке транспортного средства.
5. Уклонение от прохождения в соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние опьянение.
6. Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения.

Редакция ABW.BY запросила в УГАИ МВД Республики Беларусь сведения о том, как применяются нормы этого документа в отношении белорусских правонарушителей в РФ и российских правонарушителей в нашей стране. И хотя мы не получили ответов на все вопросы, подтвердилось самое главное - Конвенцией пользуются обе соседние страны, то есть этот нормативный акт работает и применяется в полной мере.

-2

А теперь давайте смоделируем несколько ситуаций.

Пример первый

Гражданин Беларуси не останавливается по требованию российского полицейского на территории России и пересекает совместную границу. Таким образом, "безнаказанно", как кажется на первый взгляд, оказывается на родине, не боясь последствий привлечения к ответственности за данное правонарушение. Это мнение ошибочно, так как в соответствии с Конвенцией российские правоохранители могут подготовить соответствующие материалы и вместе с запросом направят их коллегам в Беларусь для привлечения к административной ответственности.

Статья 3 Конвенции: Если лицо, проживающее на территории одной из Договаривающихся сторон, нарушило Правила дорожного движения на территории другой Договаривающейся стороны, то Договаривающаяся сторона места совершения правонарушения может просить Договаривающуюся сторону места проживания возбудить преследование этого лица в административном порядке и передать дело этой стороне в целях вынесения административного взыскания, если только Договаривающаяся сторона места совершения правонарушения не осуществляет преследование сама. Договаривающаяся сторона места проживания обязуется принимать и рассматривать материалы о нарушении Правил дорожного движения, а также информировать о принятых решениях сторону места совершения правонарушения.

Если ГИБДД России задержала правонарушителя и наложила взыскание за такое правонарушение сама, но исполнить его не может, так как нарушитель покинул территорию РФ, то она направляет запрос в Беларусь об исполнении такого взыскания.

Пункт 3 статьи 2 Конвенции: При наложении взыскания за нарушение Правил дорожного движения компетентные органы Договаривающейся стороны места совершения правонарушения в случае невозможности его исполнения направляют Договаривающейся стороне места проживания лица, совершившего правонарушение, в течение 15 дней запрос об исполнении наложенного взыскания.

Переданные таким образом административные материалы российских полицейских имеют в нашей стране такую же юридическую силу.

Статья 5 Конвенции: Материалы по делам об административных правонарушениях Правил дорожного движения Договаривающейся стороны места совершения правонарушения имеют в Договаривающейся стороне места проживания такую же юридическую силу и не требуют их легализации.

В данном случае белорусские правоохранители обязаны исполнять решение коллег из соседней страны, но в соответствии с белорусским законодательством по статьям Административного кодекса, предусматривающим ответственность за аналогичные правонарушения.

Пункт 4 статьи 2 Конвенции: Договаривающаяся сторона места проживания лица, нарушившего Правила дорожного движения, исполняет решения, вынесенные компетентными органами Договаривающейся стороны места совершения правонарушения, в соответствии со своим национальным законодательством.

Конечно, нарушитель может обжаловать вынесенное решение, но тут загвоздка: он имеет право это сделать только в соответствии с законами страны, где это правонарушение совершил.

Пункт 5 статьи 2 Конвенции: Лицо, на которое наложено административное взыскание, имеет право его обжалования в соответствии с законодательством Договаривающейся стороны места совершения правонарушения.

Пример второй

Смоделируем еще одну ситуацию. Допустим, наш соотечественник неудачно погулял в сопредельной стране, его лишили права управления транспортным средством на территории России - изымут у него водительское удостоверение или нет? Ответ - изымут.

Статья 6 Конвенции: Если лицо, проживающее на территории одной из Договаривающихся сторон, нарушило Правила дорожного движения другой Договаривающейся стороны, то компетентные органы Договаривающейся стороны места совершения правонарушения составляют на указанное лицо материалы, удостоверяющие факт совершения правонарушения, и в случае необходимости изымают водительское удостоверение на право управления транспортным средством, выдают взамен его временное разрешение на право управления транспортным средством, заверенное гербовой печатью компетентного органа, которое признается всеми Договаривающимися сторонами.

Таким образом, в случае лишения нашего гражданина права управления транспортным средством на территории России это же взыскание будет действовать и на территории Беларуси со всеми вытекающими правовыми последствиями. Точно такие же последствия ожидают и российских водителей в случае совершения указанных в приложении к Конвенции правонарушений на нашей территории. В общем, подход поистине в этом отношении братский.

Поэтому, когда говорят, что знакомый знакомого попался пьяным в России, но вернулся в Беларусь и "восстановил" документы, будьте внимательны. Механизм, регулирующий эту сферу, все-таки есть и, как признают те же сотрудники ГАИ, вполне успешно работает. Ну а осечки, как и в любой системе, имеются, только рассчитывать на них точно не стоит.

А если результатом нарушения Правил дорожного движения белорусским водителем стали более тяжкие последствия, нежели административный протокол, например, привлечение к уголовной ответственности и на территории соседней страны возбуждено уголовное дело по конкретной статье? В данном случае отношения сторон регулируются другим документом - Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, которая вступила в силу 19 мая 1994 года. Общий подход с рассмотренным нами документом в ней сохранен, так что ездим к соседям, отдыхаем, но не нарушаем. Последствия известны.

Евгений ГРАЧЁВ
Фото из архива редакции носят иллюстративный характер
ABW.BY