Рынок труда - всеобъемлющая и глобальная сфера взаимоотношений, в которую вовлечены все без исключения. Основные принципы его функционирования определяются несколькими ключевыми институтами, которые оказывают влияние не только на сам рынок труда, но и на экономику в целом
Что такое институты рынка труда?
Институтов рынка труда много, но в качестве ключевых выделяют следующие:
1. Минимальная заработная плата;
2. Пособия по безработице;
3. Трудовое законодательство, регулирующее, в том числе, вопросы найма и увольнения;
4. Правила и процедуры формирования заработной платы (охват профсоюзами и распространенность переговорного процесса, привязка заработной платы к стажу или результатам деятельности);
5. Эффективность инфорсмента (суды и трудовые инспекции)
Исследования показывают, что конфигурация этих институтов обеспечивает системное функционирование «российской модели рынка труда» - адаптацию к внешним шокам через цену труда, а не через его количество. Они же влияют на динамику рабочих мест и рабочей силы, неравенство в заработках и инвестиции в переобучение.
Если рассматривать институты по порядку, как влияет на рынок труда минимальная заработная плата?
Уровень минимальной оплаты труда влияет на долю низкооплачиваемых рабочих мест. При низком ее уровне доля таких мест возрастает. Повышение “минималки” может положительно влиять на уровень безработицы и негативно - на уровень занятости: рабочие места с производительностью ниже минимальной зарплаты ликвидируются.
В России централизованно устанавливаемая для всей страны минимальная зарплата называется минимальным размером оплаты труда (МРОТ). Распространенной мерой измерения минимальных зарплат является коэффициент Кейтца (или индекс Кейтца) - это отношение минимальной зарплаты к средней зарплате. В нашей стране это значение никогда не поднималось выше 30%, а начиная с 2010 г., оно колеблется в интервале 15–20%. В европейских странах оно находится на уровне 50–70%.
Поскольку федеральная МРОТ не учитывает неоднородность региональных рынков труда, в 2007 г. были введены поправки в Трудовой Кодекс, предусматривающие установление минимальных региональных заработных плат (РМЗП). В целом этот институт оказался востребованным - на сегодня в 62 субъектах РФ установлены РМЗП, еще 9 регионов имели опыт их установления в прежние годы.
Одним из негативных последствий реформы стало то, что введение региональной “минималки” не привело к выравниванию зарплатных гарантий между регионами, а наоборот, способствовало усилению их различий. Если в Москве (в конце 2016 г.) отношение МРОТа (на тот момент - 7500 руб.) к средней зарплате составляло 11%, в Санкт-Петербурге — 15%, то в Дагестане - около 38% и в Алтайском крае - 36%. При этом для России в целом оно равнялось примерно 20%.
Ниже минимального размера оплаты труда можно получать только пособие по безработице. Какое влияние оно оказывает на рынок труда?
Институт пособия по безработице оказывает влияние, аналогичное минимальной зарплате. Пособие непосредственно влияет на поведение людей, задавая стимулы через альтернативный доход при потере работы. Чтобы определить силу влияния пособия по безработице, используется соотношение величины пособия и средней заработной платы, которые определяют эффективный нижний порог (wage floor) зарплат.
Если пособие по безработице находится на низком уровне, безработные не имеют стимулов и возможностей для длительного поиска, а вынуждены соглашаться на ту работу, что доступна, и за низкую оплату. Учитывая, что низкий уровень “минималки” способствует тому, что низкооплачиваемых рабочих мест в нашей экономике по прежнему много, это позволяет сдерживать рост безработицы, но ценой все большего увеличения таких неэффективных и низкопроизводительных рабочих мест, которые, к тому же, в большей части относятся к неформальному сектору.
Какова величина пособия в нашей стране и как отличается в зависимости от региона?
С 2005 г. максимальная величина пособия по безработице является фиксированной и в настоящее время составляет 4900 рублей, что составляло менее 14% от средней заработной платы в 2016 г.
Для лиц, не имевших опыта работы и некоторых других категорий граждан предусмотрено минимальное пособие - 850 рублей. Эта сумма не менялась с 2009 г, хотя цены на потребительские товары и услуги выросли в 1,9 раза. То есть, в реальном выражении госгарантии в сфере поддержки безработных сократились практически вдвое. Вообще, в нашей стране величина пособия по безработице является крайне низкой - даже максимальный размер пособия значительно ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.
Пособие по безработице выплачивается из средств федерального бюджета. Отдельные богатые регионы идут на дополнительную поддержку безработных за счет средств региональных бюджетов. Так, например, в Москве предусмотрена доплата всем безработным к назначенному пособию по безработице в размере минимальной величины пособия по безработице (850 рублей) и компенсация расходов за пользование услугами городского общественного транспорта.
Трудовое законодательство - также один из ключевых институтов. Какое влияние оказывают нормативные акты?
Нормы законов о труде влияют на степень «жесткости–гибкости» занятости, то есть возможности ее быстрой количественной подстройки при структурных или конъюнктурных изменениях флуктуациях спроса на труд.
Например, нормы, которые приводят к большим издержкам работодателя при увольнениях по собственному желанию и ограничивают использование нестандартных трудовых отношений (срочные трудовые договора, заемный труд), тормозят скорость подстройки и поддерживают стабильность занятости. Трудовое законодательство в России по этим критериям остается жестким и способствует тому, чтобы численность занятых менялась плавно и инерционно. Конечно, его влияние на занятость также опосредуется степенью соблюдения этих норм - инфорсмента. Одной из характеристик последнего является распространенность неформальных и нерегулируемых трудовых отношений.
Насколько более “жестким” является российское трудовое законодательство в сравнении с нормами других стран?
Согласно данным ОЭСР, индекс жесткости для расторжения постоянных договоров в России составляет 3,06 против 2,04 в среднем для этой группы стран. Только Португалия имеет более высокий балл, а в целом по странам ОЭСР жесткость трудового законодательства имеет тенденцию к снижению. При этом в России формальная жесткость, предусматриваемая законом, может усиливаться административным вмешательством и широким избирательным использованием контрольно-надзорных процедур.
Следующий институт - процедуры формирования заработной платы. Какова его российская специфика?
В России в отличие от других стран широко распространена привязка зарплат к продуктивности компаний или ресурсообеспеченности организаций. В этом случае часть оплаты фиксируется в рамках коллективных переговоров (или их аналогов), а другая является переменной, привязанной к прибыли или размерам бюджетного финансирования.
Наличие значительной переменной компоненты делает возможной номинальную гибкость, поскольку величины бонусов и премий, как правило, в трудовых договорах не фиксируются. Зарплата в итоге становится двухъярусной, то есть состоящей из двух частей. Чем меньше удельный вес постоянной части, тем больше возможности у бизнеса к адаптации трудовых издержек к внешним воздействиям. Это позволяет снижать риски для занятости, создаваемые нормами, защищающими рабочие места, встроенными в Трудовой Кодекс.
«Двухъярусная» заработная плата широко распространена во всех видах деятельности. Не является исключением и бюджетный сектор. Утвержденные трехсторонней комиссией по регулированию трудовых отношений рекомендации предполагают долю переменной части в структуре оплаты труда бюджетников около 30%. В небюджетном секторе она может быть еще выше.
Профсоюзы. Каково их влияние на рынок труда в России?
В условиях “двухъярусности” заработной платы влиятельные профсоюзы стремятся снизить гибкость оплаты, сделав ее более зарегулированной. В нашей стране основное профсоюзное объединение Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) - сегодня не имеет реальных конкурентов на этом поле, однако численность этого объединения постоянно снижается. Влияние профсоюзов на ключевые параметры оплаты труда ослабевает. Это проявляется, в частности, в широком распространении систем оплаты труда, которые обеспечивают максимальную гибкость.
Инфорсмент - это степень соблюдения норм законодательства. Насколько этот институт эффективен в российских реалиях?
Эффективность инфорсмента, который обеспечивается профсоюзами, судами и трудовыми инспекциями ограничивается слабостью и селективностью этих институтов. Это делает инфорсмент неполным и избирательным, позволяя фирмам и работодателям использовать образующиеся ниши и адаптироваться количественно, а не только через цену. Такая системная институциональная конфигурация также учитывает риски внешней среды.
Каковы преимущества действующей модели институтов рынка труда, которая сложилась в России?
Баланс сложившейся конфигурации институтов очень противоречив. Ключевое преимущество - высокая “пластичность” заработной платы. Она способствовала значительному уменьшению потерь, связанных с экономическими кризисами. Трудно даже представить, какими потрясениями обернулся бы, например, переходный кризис 1990-х гг., будь заработная плата в России такой же жесткой, как в большинстве развитых стран. Это преимущество перевешивает любые возможные недостатки.
Если судить с социальной точки зрения, то благодаря гибкости системы, период адаптации к шокам оказывается сильно растянутым во времени. Это позволяет россиянам избегать безработицы и сохранять социальные связи при гарантированном получении определенного минимального дохода. Крупномасштабные социальные конфликты, связанные с массовыми увольнениями, практически отсутствуют.
«Необязывающий» нижний порог заработной платы приводит к тому, что работники с низкой производительностью не выталкиваются с рынка труда, а выдавливаются на низкооплачиваемые рабочие места, благодаря которым они могут продолжать трудовую деятельность.
При таком наборе позитивных качеств, существуют ли минусы?
Безусловно, у российской модели рынка труда также существуют и минусы. Она не способствует реструктуризации предприятий. Напротив, такая модель помогает сохранять старые рабочие места ценой отказа от создания новых. Это приводит к сохранению малопроизводительных и технологически отсталых рабочих мест. Высокая гибкость заработной платы ведет к распространению бедности среди работающего населения, порождает значительное неравенство в распределении доходов.
Российская модель характеризуется низкой информационной прозрачностью. На таком рынке труда ищущий работу или устроившийся на новое место человек оказывается в состоянии неопределенности - он не в состоянии предвидеть, в какой мере будет исполняться трудовой договор. Это порождает большой «холостой» оборот рабочей силы - ее частые перемещения с одного места работы на другое и отрицательно влияет на эффективность «состыковки» работников с рабочими местами.
Высокая текучесть рабочей силы ослабляет стимулы к инвестициям в человеческий капитал, включая подготовку на рабочем месте. Стимулы для работников также ослабевают, поскольку выгоднее становится переход в другую компанию, нежели рост по карьерной лестнице внутри одной фирмы.
Неполный инфорсмент законов и контрактов ведет к оппортунистическому поведению работодателей и облегчает перекладывание ими издержек адаптации на работников посредством задержек заработной платы, выдавливание ненужных работников через увольнения по собственному желанию без выплаты выходных пособий. Несоблюдение формальных трудовых договоров порождает низкий уровень доверия и ограничивает временной горизонт принятия решений с резко отрицательными последствиями для верховенства закона. Государство утрачивает возможность выполнять функции арбитра, который пользовался бы доверием всех сторон. Оно само нарушает формальные правила и потворствует в этом также другим агентам.
Публикация подготовлена на основе доклада «Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения», 2017
Познакомиться с другими нашими публикациями о российском рынке труда можно здесь.