Эксперты настоятельно рекомендуют при расчётах использовать вариант безналичного расчёта. Как он совершается на практике и в чём превосходит наличный способ?
Наличные средства
1. Из кармана в карман
Передача денег из рук покупателя в руки продавца в виде бумажных купюр – наиболее простой и пока ещё достаточно распространённый на нашем рынке расчёт. Деньги отдаются продавцу в день сделки. Продавец пишет расписку в получении денег, стороны подписывают договор купли-продажи и сдают документы на государственную регистрацию перехода права собственности через многофункциональный центр государственных услуг (МФЦ).
Расчёт из рук в руки понятен и удобен, хоть и волнителен для сторон – нужно правильно сосчитать и проверить купюры на подлинность, не допустить подмены пачки денег на «куклу» и грабежа. Большую роль играет присутствие риэлтора при расчётах, когда тот добросовестно сопровождает сделку и контролирует передачу средств. При повышенном риске живучесть способа передачи денег из рук в руки можно объяснить лишь его дешевизной – он бесплатный для сторон.
2. Из кармана покупателя – на счёт продавца
Второй часто применяемый способ передачи денег при совершении покупки недвижимости осуществляется в банке – деньги кладутся сразу на расчётный счёт продавца. Подписание договора между продавцом и покупателем в большинстве случаев происходит после, а в момент внесения суммы продавец вручает покупателю заранее подготовленную расписку о получении денег. В случае внесения средств сразу на счёт продавца исключаются некоторые риски, присущие первому способу из рук в руки, так как деньги сразу попадают в банк и проверяются их количество и подлинность. Стоимость этого способа, как и первого, составляет ноль рублей.
3. Сейфинг
Использование банковской ячейки – третий и в линейке наличного расчёта менее популярный способ передачи денег за купленную квартиру. В день сделки деньги не попадают в руки или на счёт продавца, а кладутся в арендованную ячейку в банковском хранилище. Заключается трёхсторонний договор (банк–продавец–покупатель), который устанавливает порядок доступа в сейф, – когда и при каком условии покупатель получает его. Если государственная регистрация сделки состоится и право собственности перейдёт к покупателю, то продавец получит доступ к деньгам, если этого не произойдёт – не получит, и деньги остаются у покупателя.
Сейфинг позволяет существенно снизить риск «двойной продажи», когда одновременно квартиру могут продать два раза в силу того, что документы на государственную регистрацию принимаются в МФЦ, специалисты которого не имеют прямой доступ в ЕГРН и не владеют самой актуальной информацией об объекте и его правообладателе – не могут проверить, продаётся ли данный объект ещё кому-либо в настоящий момент. В офисе МФЦ по другому адресу могут подать такое же заявление о государственной регистрации перехода права собственности другому лицу тоже по договору купли-продажи. А когда «двойная продажа» обнаружится, деньги уже будут у продавца со всеми вытекающими отсюда последствиями мошеннической схемы.
Как бы то ни было, но к сейфингу в Екатеринбурге прибегают реже. В отличие от других наличных способов расчётов сейфинг – платный, стоимость аренды ячейки в первый месяц составляет в среднем минимум две тысячи рублей. Кроме этого, он усложняет процесс обменной сделки, когда денежная сумма покупателя направляется по цепочке взаимосвязанных сделок купли-продажи.
По словам риэлторов, сейфинг на нашем рынке вряд ли в ближайшем будущем получит такое же распространение, как в Москве и Санкт-Петербурге, где процент таких расчётов предельно высок. Кроме того, что он неудобен для обменных цепочек, наши граждане в принципе недоверчивы к банковской системе, считают, что банк может в любой момент закрыться, закрыть доступ в своё хранилище и пр. В то же время по сравнению с прошлым периодом к аренде ячеек при расчётах за недвижимость стали прибегать чаще.
Безналичные расчёты
В РФ взят курс на полный переход на безналичные расчёты, начиная с крупных покупок. Ровно год назад о введении этой нормы было заявлено на федеральном уровне, и в будущем она всё же будет введена, считают эксперты. Государство заинтересовано в прозрачности финансовых операций на рынке, что способствует собираемости налогов.
Кроме этого, переходу на безналичные расчёты способствует и развитие системы банкротства физических лиц, при котором выявляются сомнительные сделки банкрота, и наличные расчёты сразу относятся к категории сомнительных. Со временем покупатели недвижимости станут лучше понимать это и настаивать на совершении расчётов в безналичной форме.
1. Со счёта на счёт
Иногда стороны производят расчёты переводом суммы со счета покупателя на счёт продавца. Счета могут быть открыты в разных банках или одном и том же. Но в любом случае за перевод предусмотрена комиссия – проценты от суммы сделки (стоимости объекта) как для списания, так и для снятия денежных средств, – и платежи могут быть высокими. По оценке риэлторов именно дороговизна перевода мешает пока этому безналичному расчёту стать популярным на рынке купли-продажи недвижимости.
2. Аккредитив
Безналичный расчёт проводится и с помощью аккредитива. Аккредитив – это такой же банковский счёт, который открывает покупатель на своё имя. На него он кладёт сумму в размере стоимости покупки недвижимости. Деньги продавцу недвижимости будут выплачены с этого счета по поручению владельца счёта – покупателя. Произойдёт это тогда, когда продавец представит в банк документ о государственной регистрации перехода права собственности. Если же сделку не зарегистрируют, и продавец не обратится за получением денег с подтверждающими документами, то средства останутся во владении покупателя до истечения срока аккредитива. Несмотря на то, что за открытие аккредитивного счета, за осуществление транзакций по нему и за снятие суммы продавцом банки взимают комиссионные, в Екатеринбурге расчёты продавцов и покупателей через аккредитив совершаются часто. Удобство этого финансового инструмента в том, что в нем, как в ценной бумаге, предусмотрены все условия доступа к задепонированным денежным средствам, банк-эмитент аккредитива строго контролирует исполнение сторонами зафиксированных в нём условий и сроков.
3. Депозит
Это специальный счёт, который открывается в банке с заключением трёхстороннего договора между продавцом, покупателем (владельцем счета) и банком. Сегодня такой счёт активно используется в нотариальной практике. Каждый нотариус должен открыть, и даже не один, такой счёт для расчётов по сделкам, которые удостоверяет. Он принимает деньги у покупателя, кладёт их на депозит и выдаёт продавцу после государственной регистрации перехода права собственности. Вместе с договором купли-продажи стороны заключают соглашение о денежных расчётах.
У депозита нотариуса есть стоимость, она составляет 1500 рублей. Кроме этого, взимаются комиссионные за снятие средств продавцом после сделки.
Счёт нотариуса защищён от форс-мажорной ситуации. Публичный депозит открывается только в банке с уставным капиталом собственных средств в размере от 20 млрд рублей. Нотариус обязан следить за деятельностью банка и в случае чего оперативно перенаправить средства на другой депозит. Размещёнными здесь средствами не может распорядиться никто, кроме нотариуса. В случае процедуры банкротства продавца деньги замораживаются и передаются лицу, которое определено договором депонирования (эскроу).
Ценные бумаги
Реже других, но практика проведения расчётов через ценные бумаги, векселя и акции тоже применяется на нашем рынке. В отдельных случаях клиенты риэлторских компаний настаивают именно на таких расчётах.
Светлана СОЛОВЬЕВА
Материал подготовлен с использованием консультаций юристов агентств недвижимости Екатеринбурга. В следующей публикации на эту тему мы постараемся выяснить у экспертов, в каких случаях стоит выбрать тот или иной вид денежных расчётов. Следите за анонсами.