Сбербанк, ВТБ и Внешэкономбанк в Киевском апелляционном суде оспорили постановление об открытии исполнительных производств в отношении их украинских «дочек».
Эта информация содержится в материалах суда, опубликованных в Едином реестре судебных решений Украины.
«Отменить постановление частного исполнителя исполнительного округа города Киева от 20 сентября 2018 года об открытии исполнительного производства и постановление от 28 сентября 2018 года об аресте всего движимого и недвижимого имущества», – говорится в материалах.
► Киев наложил руку на акции российских банков
В сентябре Апелляционный суд Киева арестовал акции украинских «дочек» ВТБ, Сбербанка и Проминвестбанка, который входит в группу ВЭБа, в рамках так называемого крымского иска.
Одним из истцов является экс-глава правления ПриватБанка Александр Дубилет. Среди компаний числятся ЧАО «Аеробуд», «Приватофис», «Приватленд», «Эверест Истейт», телерадиокомпания «Жиса», «Крым Девелопмент», КУА «Финансовый капитал», КУА «Финансовый вектор» и другие структуры, связанные с Игорем Коломойским.
Суд постановил исполнить решения Международного арбитражного суда в Гааге, который присудил истцам примерно 130,5 млн долл. компенсации за недвижимость, более 9 млн долл. компенсации судебных расходов, проценты по суммам.
В начале октября суд выдал исполнительные листы в рамках решения, но все банки открытие исполнительных производств обжаловали.
► Российские банки обжаловали арест акций их «дочек» в Киеве
Основанием для отмены постановлений о возбуждении исполнительного производства стало то, что исполнитель сам изменил название должника, выйдя за рамки своих полномочий. Ответчиком по делу выступает «Российская Федерация в лице Министерства юстиции Российской Федерации», а не финансовая организация.
Аналогичные решения об отмене постановлений частных исполнителей относительно имущества и акций дочерних структур на Украине также получили ВТБ и ВЭБ. В ВТБ сообщили, что 19 ноября Киевский апелляционный суд частично удовлетворил жалобу банка «ВТБ Украина», отменив исполнительное производство на запрет его ликвидации или реорганизации. Проминвестбанк 22 октября успешно обжаловал действия пристава-исполнителя, вынесшего постановления об открытии исполнительного производства и об аресте акций, уточнили в ВЭБе.
Впрочем, отмена исполнительных производств не отменяет самого решения об аресте имущества и акций банков. Оспорить решение можно лишь в Верховном суде Украины.
Российские финансовые организации уже обратились к нему с апелляционной жалобой, но рассмотрение пока не назначено.
По мнению экспертов, вероятность отмены решения Киевского апелляционного суда Верховным судом Украины довольно высока.
«Если иностранный арбитраж присудил компенсацию с ответчика, которым является Россия, то это не означает, что должны быть арестованы акции и имущество, принадлежащие банкам, – говорит партнер юридической фирмы Quorus Евгений Жилин. – Несмотря на преобладающее участие в уставном капитале банков российского государства, они не отвечают за его действия».
Вместе с тем юрист по банковскому законодательству Украины Александр Ярецкий не очень уверен в благополучном для российской стороны исходе.
«В законодательстве Украины есть такие понятия, как «структура собственности», «существенное участие» и «конечный бенефициар», – отмечает он. – Поэтому все зависит от того, каким принципом будет руководствоваться Верховный суд при принятии решения – формальным или – кому по сути принадлежат банки».
► Украинский регулятор заступился за «дочек» российских банков
Впрочем, надо отметить, что поддержка российским финансовым организациям пришла абсолютно с неожиданной стороны: первый зампред Национального банка Украины (НБУ) Екатерина Рожкова высказалась против ареста активов дочерних структур российских банков.
«Я не хочу комментировать решение суда, потому что оно очень не однозначно: если речь идет о чистых активах ответчиков, то это капитал, но никак не кредиты, потому что это не деньги банка, а средства, причитающиеся вкладчикам», – заявила она.
Госпожа Рожкова считает, что «надо идти цивилизованным путем и позволить банкам с российским капиталом рассчитаться с кредиторами и покинуть наш рынок».