Швейцарская финансовая группа Julius Baer станет первым инвестиционным консультантом иностранного происхождения на российском рынке.
По словам руководителя отдела развивающихся рынков банка Julius Baer Реми Берзье, абсолютно новая структура – российский офис – начнет работу ориентировочно в первом квартале будущего года. Уже зарегистрирована компания «Джулиус Бэр СНГ», ее персонал составят преимущественно российские специалисты.
Вместе с тем господин Берзье уточнил, что сроки запуска связаны с вступлением в силу соответствующего законодательства, то есть в декабре 2018 года, а также необходимостью прохождения ряда процедур, таких как включение в реестр Центробанка и вступление в саморегулируемые организации (СРО).
Стоит отметить, что Julius Baer и сейчас работает в России, причем уже более 10 лет, правда, в настоящее время лишь в виде представительства банка. Его клиентами выступают предприниматели с активами для инвестиций в размере более 1 млн долл.
«В России около 100 тыс. семей с доходом, позволяющим обслуживаться в Julius Baer. Это серьезная мотивация для того, чтобы приобрести легальный статус на российском рынке», – отмечает член комитета СРО «Национальная фондовая ассоциация» («НФА») по законодательству и регулированию на финансовом рынке Михаил Малиновский.
Как отмечают профессиональные участники, если ранее юридическое поле для взаимодействия участников рынка инвестиционного консультирования с клиентами отсутствовало, то новое законодательство позволяет защитить как клиента, так и самого советника на протяжении всего процесса их взаимодействия.
«Не секрет, что многие участники рынка и раньше оказывали консультационные услуги. Но, поскольку это происходило в "серой" правовой зоне, рисковали все. Клиенты – в связи с отсутствием возможности привлечь к ответственности консультанта за недобросовестную рекомендацию, а участники – из-за практики неправового решения возникающих конфликтов», –- отмечает вице-президент НАУФОР Екатерина Андреева.
Ее поддерживает и инвестиционный аналитик UFG Wealth Management Евгений Пундровский. По его словам, открытие офиса в подобном формате является понятным способом легально предоставлять рекомендации клиентам на территории России.
«Ведь филиалы иностранных банков в России запрещены, а открывать финансовый институт, соблюдая все требования регулятора для получения лицензии, затратно и часто не имеет экономического смысла», – отмечает эксперт.
Вместе с тем Julius Baer присутствует в юридической форме advisory office [инвестиционного консультанта – «Фингазета»] на многих рынках –- в Австрии, Великобритании и Дубае. В планах же российской компании – предоставлять рекомендации в соответствии с риск-профилем клиента по инвестициям преимущественно в акции и облигации на глобальных рынках.
Как пояснил руководитель отдела России, Центральной и Восточной Европы Julius Baer Евгений Смушкович, собственных продуктов у банка нет.
«В то же время Julius Baer активно дистрибутирует структурные ноты, и значительную часть аудитории этого инструмента, особенно в последние годы, составляют клиенты российского происхождения. Учитывая то, что в последнее время российский регулятор усилил контроль за предложениями гражданам финансовых услуг иностранными организациями, новая организация будет соответствовать всем предписаниям регулятора так же, как в других странах присутствия», – заверил господин Смушковича.
Вместе с тем эксперты финансового рынка указывают, что компании также придется учитывать и возросшие санкционные риски в отношении российских граждан.
«Деятельность по инвестконсультированию может быть расценена американским Минфином как "содействие обогащению", а значит, стать поводом для санкций», – считает юрист юрфирмы «Ильяшев и партнеры» Дмитрий Константинов.
Впрочем, господин Смушкович полагает, что управлять любыми видами рисков новому офису помогут квалифицированные комплаенс-офицеры.
Кстати, в течение следующего года advisory office в России могут открыть еще несколько иностранных участников. По данным господина Малиновского, к новому рынку уже проявили интерес три иностранные компании из сегмента wealth management, а также ряд западных агрегаторов финансовой информации.