Найти в Дзене
Fashion Factory

Как формируются тренды

На курсе «Профессия: стилист» помимо всего прочего учат работать с трендами: определять, что и каким группам покупателям нужно выбирать. Аналитик моды и наш лектор Татьяна Кулахметова рассказывает о главных принципах формирования современных модных трендов и их особенностях.

КОНТЕКСТ ПОЯВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МОДНЫХ ТРЕНДОВ

До двадцать первого века в истории моды присутствуют периоды, имеющие ряд схожих тенденций: тренды чередуются по четным и нечетным десятилетиям, происходят регулярные модные повторения. Например, мода 70-х годов во многом дублирует моду 30-х. С приходом восьмидесятых годов можно говорить о приходе эпохи постмодерна, вызванным кризисом инноваций – в мире моды, как и в культуре вообще, не появляется ничего радикально нового. Утрата объективной истины и плюрализм мнений приводят к попыткам заимствования и комбинирования старых трендов. Частью моды также становятся китч, «безвкусица», дисгармоничные вещи. Нарушается последовательность десятилетий – в один сезон могут быть популярны вещи разных эпох с на первый взгляд несовместимой эстетикой.

Возможно ли говорить о трендах в контексте подобного разнообразия? С большой вероятностью да – мир моды имеет технические ограничения на производстве, что позволяет определять границы возникновения трендов. Выявление тенденций также структурирует разнообразие вещей и задает ориентиры для работников миры моды, задействованных в разработке и продажах.

ПОЯВЛЕНИЕ ТРЕНДОВ: КАК И ОТКУДА?

Появление тренда в современной моде возникает благодаря наличию определенной модной инновации, о которой мы говорим в противовес настоящей инновации. Термин настоящая инновация подразумевает возникновение абсолютно новых вещи или явления. Модная инновация – более сложный, комплексный феномен, сочетание определенных модных объектов (конкретных модных атрибутов, например, кепки) и модных стандартов (способов применения модных объектов – кепка козырьком вперед или назад).

Периодизацию появления трендов можно рассмотреть на примере графика инноваций Эверетта Роджерса, распределяющим аудиторию тренда и позволяющим отследить его протекание и развитие в целом.

-2

Инноваторы

Инноваторы – это часто богема или маргиналы, непосредственно создатели тренда. На данном этапе тенденция только зарождается и все еще может не состояться.

Ранние последователи

Это инсайдеры мира моды (фэшн-блогеры, стилисты) или публичные лица, своим авторитетом укрепляющие тренд.

Именно в этот период дизайнеры используют тренды в коллекциях

Раннее большинство

После подключения «ранних последователей» тренд получает большое распространение и впервые выходит на массовый рынок. К нему подключается «раннее большинство» – они популяризируют тренд. 

Позднее большинство

Далее возникает «позднее большинство», которые только раздумывают о приобретении модных объектов в тренде. На данном этапе (часто втором или третьем сезоне существования тренда) «раннее большинство» часто отказывается от тренда. 

Консерваторы

Ряд замыкают «консерваторы» («laggards») из 16%, воспринимающие инновацию в последний момент.

Таким образом, любой тренд проходит сквозь этапы возгорания и затухания, постепенно привлекая абсолютно разные сегменты потребителей. Отсутствие единой моды и многообразие тенденций обусловливает довольно продолжительный срок протекания тренда. Его средняя продолжительность составляет 4-5 лет, из которых переход от подиума до массового тренда, то есть от возникновения тренда до появления «раннего большинства», составляет примерно два года. 

Реальная мода находится в период «большинства», а во все не тогда, когда появляются «ранние последователи». Они устанавливают мейнстримные тренды и создают реальную моду в контексте массового потребления. Это самый благоприятный период развития тренда для финансирования.

ОПИСАНИЕ ТРЕНДА

Для отслеживания особенностей (качественных и количественных) тренда его стоит рассматривать по следующим пунктам:

1) стилистика тренда (комбинация и актуальность ретротрендов), цветовая гамма, текстильное предложение (ткани и материалы), орнаменты, отделка (декор, вышивка), деталировка (аксессуары); 

2) текучесть и прогнозирование тренда на основе развития предыдущих трендов (этапы спада и подъема); 

3) результаты продаж по сезонам; 

4) полевое исследование тренда (фотографии целевой аудитории на улице; при отсутствии информации о целевой аудитории – фотографии всех людей по возрастным группам, дальнейшие подсчеты элементов одежды).

Подобное описание тренда позволяет составить общую картину его состава, продолжительности и результативности, а также сделать прогнозы насчет грядущих трендов, систематизировать знания об их чередовании.