Найти в Дзене
UNLOCK.автоблог

Как и зачем блокируют дифференциалы

Оглавление

В предыдущей статье мы уже рассмотрели, что такое дифференциал, и как он работает. Для вновь прибывших на канал: ссылка на материал.

Сейчас же остановимся на блокировках дифференциалов.

Зачем нужна блокировка дифференциалу?

Дифференциал устанавливают в автомобили, чтобы исключить циркуляцию паразитных моментов в трансмиссии и "развязать" колеса между собой (или оси). Но если мы на автомобиле планируем покинуть твердь асфальта - мы неминуемо столкнемся с минусами дифференциальной связи: суммарная тяговая сила будет стремиться к удвоенной (если рассматривать межосевой дифференциал) силе буксующего колеса, т.е. к нулю.

Самый простой способ - внедрить в конструкцию механическую блокировку дифференциала, чтобы иметь возможность пользоваться ею при необходимости. При ее активации, крутящий момент будет распределяться исходя из возможностей реализации каждого колеса/оси, а скорости вращения выходных полуосей дифференциала будут одинаковы!

Как реализована блокировка?

Что нужно сделать, чтобы исключить возможность относительных вращений в дифференциале?

Напомню, основные части дифференциала выглядят так:
1. корпус (в котором жестко закрепляется ось сателлитов);
2. сателлиты (вращающиеся на закрепленных осях);
3. шестерни (находящиеся в зацеплении с сателлитами).

Согласитесь, чтобы все начало вращаться как единое целое, нам достаточно будет соединить между собой два из трех указанных компонентов дифференциала - третьему будет некуда деваться, кроме как поддержать соединенную пару.

Прижился вариант с блокировкой одной из полуосевых шестерен и корпуса дифференциала - такой способ наиболее прост в реализации. Для этого, например, на полуоси на шлицах устанавливают подвижную муфту, два положения которой обеспечивают нормальный режим работы дифференциала и его блокировку.

Хотя можете поупражняться и пофантазировать, как механически между собой можно соединить остальные компоненты дифференциала.
Устройство механизма блокировки дифференциала
Устройство механизма блокировки дифференциала

Вилка перемещает муфту блокировки (ее сечение красное) по шлицам полуоси (помечены желтым). На этих же шлицах сидит и сама шестерня полуоси (на картинке не показана). В указанном положении дифференциал свободен и может вращаться как угодно.

Для блокировки необходимо вилкой передвинуть муфту в сторону к корпусу дифференциала до соединения шлицевого соединения муфты и корпуса (отмечено салатовым). В таком положении полуось будет вращаться как одно целое с корпусом дифференциала. Как видите, для включения такой блокировки необходима полная остановка автомобиля, иначе произойдет удар шлицев корпуса и муфты друг об друга.

Как это делают отечественные автопроизводители?

Рассмотрим Ладу 4х4 (ВАЗ Нива 2121) с 3-мя дифференциалами в своей конструкции. С завода она оснащена блокировкой межосевого дифференциала.

Раздаточная коробка Лада 4х4 с симметричным блокируемым дифференциалом
Раздаточная коробка Лада 4х4 с симметричным блокируемым дифференциалом

В отличии от ранее рассмотренного узла, у "Нивы" муфта в выключенном состоянии размещается на вытянутом корпусе дифференциала, а при необходимости перемещается влево и входит в зацепление с зубчатым венцом полуоси привода передней оси. Привод здесь механический, остановились, приложили усилие к рычагу в салоне - дифференциал заблокирован!

Другой вариант, более прогрессивный - электронная механическая блокировка EATON дифференциалов заднего моста автомобилей ГАЗ.

Дифференциал с принудительной блокировкой EATON автомобилей ГАЗ
Дифференциал с принудительной блокировкой EATON автомобилей ГАЗ

Чем примечателен данный дифференциал? Управление данным дифференциалом происходит за счет магнита, который отвечает за затормаживание "поворотной пластины" относительно корпуса. Она в свою очередь за счет своей геометрии через "толкатели" перемещает "муфту", всегда находящуюся в зацеплении с корпусом дифференциала, и вводит ее в зацепление с "шестерней полуоси с блокирующим венцом". Муфта всегда пытается вернуться в разблокированное положение за счет действия "возвратных пружин". Блокировка включается только при начале движения, а при изменении направления движения она сначала выключается, а затем снова включается, такая вот особенность.

Узел в собранном состоянии. Палец указывает на выступ, в который упираются толкатели, и который является направляющим для перемещения в корпусе дифференциала.
Узел в собранном состоянии. Палец указывает на выступ, в который упираются толкатели, и который является направляющим для перемещения в корпусе дифференциала.

Такая блокировка имеет свои плюсы и минусы. Главное для нас - показывает какое разнообразие технических решений есть в автомире. В будущих публикациях рассмотрим прочие виды блокировок дифференциалов, а их не мало!

Эта статья входит в серию "Это нужно знать про полный привод", ознакомиться с которой Вы можете по ссылкам: Часть 1, Часть 2 .

P.S. Подписывайтесь на канал, комментируйте эту статью, делитесь в соцсетях - это поможет мне понять, на чем стоит остановиться подробнее, какие темы осветить, что Вам, читатели, интересно!