Найти тему
Car&Travel

Дальние поездки зимой: личный опыт

Не за горами уже сезон новогодних каникул, а значит, многие отправятся в путешествия на машинах по разным интересным местам. Мы с семьёй тоже отправляемся в заполярье кататься на горных лыжах и ловить северное сияние. В этом посте я хочу рассказать, как мы готовимся к подобным выездам, и привести примеры из своего собственного опыта. Пост постараюсь сделать ежегодным, так как с течением времени меняются ПДД, законы, появляются новые личные наблюдения и средства безопасности. Пост разделён на несколько частей, касающихся разных аспектов подготовки.

Часть 1. Безопасность

Думаю, эта часть будет самой спорной, но именно она должна стать первой, потому что безопасность - это то, ради чего можно и нужно жертвовать всеми остальными аспектами. Безусловно, особое влияние, помимо собственно зимних проблем, оказывает то, что в сезон каникул вся страна не работает. Трудно найти за пределами крупного города автосервис, магазин запчастей, эвакуатор, практически любые другие услуги, и это надо обязательно учитывать.

Наверное, лишним будет говорить, что машина должна быть технически исправна, а всё что "уже гремит, но ещё побегает" - должно быть заменено. Это, пожалуй, одна из самых частых проблем. Мне приходилось встречать в пути людей, которые заглушив машину на трассе чтобы сходить осмотреть мелкую видовую точку, не смогли её снова запустить, так как аккумулятор, по словам водителя, "просился" ещё с тёплого сезона, но он пытался экономить до последнего. К моменту, как он нашёл провода, семья успела основательно замёрзнуть. По моим наблюдениям на трассах остановится, в лучшем случае, каждый третий, ночью - один из тридцати. Из них только процентов 20 будут иметь провода для прикуривания, причём бывает, что водитель готов дать провода, но не готов давать прикурить о своей машины, и не готов долго ждать пока вы остановите донора. Если у вас мощный, и особенно - дизельный двигатель, проблема будет усложнена тем, что дешевые китайские провода, состоящие из одной изоляции, и в основном имеющиеся у водителей, просто не способны пропустить стартовый ток и запустить двигатель.

Помимо проводов, вторым важным аспектом безопасности является трос и исправные проушины. Так как я часто останавливаюсь, чтобы кому то помочь, я с удивлением обнаружил, что огромная часть водителей не имеют при себе не то что приличного троса, способного выдернуть машину из кювета или снежной обочины, но даже и минималистичной "сопли", чтобы дотянуть его машину до сервиса по ровному асфальту. Некоторые не знают, где в их машине крепится трос. Один раз я видел бедолагу с порванным ГРМ, который не имел троса, и с удивлением обнаружил, что рым-болта, за который трос крепится в большинстве легковушек, у него тоже нет. Благо, было лето, и ждать эвакуатор он мог долго без ущерба для жизни и здоровья. Ситуация осложнялась тем, что он требовал от остановившихся доставить его не в ближайший сервис, в в его любимый в конкретном городе. Само собой, делать крюк в 300 километров ни у кого желания не было. У меня в машине лежит обычно два троса: хороший буксировочный, и отдельный динамический, для рывков. В большинстве случаев, достаточно одного.

-2

Третьим пунктом назову исправный домкрат, запаску, набор для полевого ремонта шин (жгутики), и в идеале - компрессор. Вроде банально, но тоже встречал людей, сидящих часами на морозе из за ерундовой проблемы вроде отсутствующего балонника. А я бы и рад помочь, да размеры у всех разные, и мой ключ среднестатистической легковушке не подойдёт. Опять же - встречал людей (и не только женщин), которые при наличии в машине всего необходимого для замены колеса, просто не умеют это делать.

Из менее очевидных мелочей - в дальней зимней дороге лучше иметь тёплые вещи, лопату, набор предохранителей фонарик, жёлтую жилетку, + минимальный набор еды и термос с чаем. Это увеличит ваши шансы дождаться помощи без ущерба для здоровья.

Последний пункт подготовки к поездке - светотехника. Зимой на дорогах даже днём бывает очень плохая видимость, и помимо чистых ярких фар крайне важно содержать в чистоте и исправности стопы, поворотники, и габариты. На остановках я никогда не упускаю возможности протереть все световые приборы. Если вам в зад въедет не заметившая вас в темноте фура, вы будете сто раз правы юридически, но ваш труп вырежут из того, что было машиной, только к утру. По той же причине при сильном снегопаде, тумане, или ливне, передние и задние ПТФ лучше держать включенными. В сильную песчаную бурю в Казахстане мы включали вообще всё, что можно, от аварийки до фар и ПТФ, чтобы нас было хоть как то видно. Ни о каком передвижении когда не видно даже собственный капот, не может быть и речи.

-3

В пути мы уже давно никуда не спешим. Максимальная скорость на хорошей чистой трассе обычно не превышает 110 км/час, даже если это магистраль и можно ехать быстрее. Если видимость ограничена - едем с той скоростью, при которой машина может остановиться даже если перед ней вырастет фура, поперёк дороги и без габаритов. Иногда это 40-50 км/час. В новой машине у меня есть замечательный адаптивный круиз-контроль, и он реально помогает, когда впереди едущую машину еще не видно глазами, но уже видно на экране радара, а моя машина потихоньку притормаживает перед еще не видимым препятствием.

Если водителей в машине два или больше - никогда один водитель не должен ехать "до упора". Лучше меняться местами каждые 2-3 часа. Это помогает размять ноги, приучает организм к цикличности работы и отдыха, и снижает общую усталость. В моем случае, жена не такой выносливый водитель, как я, и циклы труда и отдыха у нас разные, но тем не менее, стараемся поддерживать их регулярными.

Топливо никогда не бывает лишним, поэтому заправку начинаем искать примерно с середины бака. Если трасса не знакомая - может, и раньше. В противном случае может возникнуть необходимость заправляться совсем уж в подозрительных местах или стоять с тросом и канистрой на трассе.

Часть 2. Комфорт

На самом деле, комфорт водителя в дороге - продолжение понятия "безопасность", но мы поговорим об этом шире, в том числе, затронув детский аспект.

Для комфорта зрения в машине круглый год лежат солнечные очки. В зимний день среди заснеженных полей зрение устаёт не меньше, чем от света встречных фар летом. Утомлённое зрение помимо дискомфорта приводит к замедленным реакциям и сонливости, что явно не идёт на пользу безопасности. Ночью для комфорта зрения обязательны, в моём понимании, хороший свет, чистые стёкла и зеркала (даже чуть мажущие дворники перед дальней поездкой меняю не думая), и отсутствие светящихся ярких предметов перед лицом: светодиоды зарядных устройств я обычно заклеиваю а яркость экранов медиасистемы и навигатора ставлю на минимум.

Акустический комфорт не менее важен для утомляемости, чем зрительный. Поэтому, несмотря на хорошую шумоизоляцию в машине с завода, я сделал дополнительную. Если возите на крыше бокс - рекомендую изолировать хотя бы крышу, на нейдет заводской шумоизоляции почти у всех.

-4

Кстати, об акустическом комфорте: если у вас, как у меня, в машине ездит двое детей дошкольного возраста, рекомендую рассадить их по разным рядам: один, постарше, в переднем кресле, а помладше - в заднем, рядом с мамой. Таким образом почти полностью исключаются драки и словесные перепалки между детьми. Мы противники показов мультиков в течение всего многочасового пути, поэтому необходимо всю дорогу обеспечивать детей развлечениями. В запасе музыка, различные книжки, и несколько любимых игрушек.

Вещи, даже если их можно плотно разместить в одном багажнике, мы предпочитаем делить на бокс и багажник. Так их легче найти, и можно достать что угодно не разбирая половину машины. Бокс, к слову, можно взять любой, а не копить на дорогущий Thule. Практика показала, что разницы особо нет. Любой бокс, открывающийся с двух сторон, подойдет.

В пути мы любим поесть горячую еду, но не очень доверяем сомнительным кафешкам вдоль обочин. Поэтому с собой в запасе всегда разнообразные консервы и газовая горелка для разогрева. Если погода позволяет - готовим еду сами. Помимо того, что вы едите дешевле и безопаснее, процесс еще и занимает меньше времени, а значит - за день можно проехать больше. К тому же, горелки частенько оказываются востребованными в местечковых гостиницах, где по вечерам уже трудно найти что то поесть, а в номере нет даже чайника.

Пожалуй, это все. Ставьте лайки и делитесь своим опытом и наблюдениями в комментариях!