Небесные похороны – это ламаистский ритуал, предполагающий скармливание трупа до последней костяной крупицы и кровяной капли птичкам божьим. Но сначала чуток теории.
Тибетец (китайский, непальский, бутанский или индийский) обитает в местах, где древесины нет – то есть, выше линии произрастания лесов. Здесь худо-бедно может уцепиться за почву куст, как-нибудь насосет себе жизненных соков капустный кочан или полудохлый кабачок. Чахлая травка тоже возможна. Но уже поленце туземного происхождения – это как дикорастущий банан в Нечерноземье: штука по определению невероятная. В местах, которые приспособлены для жизни человека, и смерть (за вычетом эмоций) – пустяковая проблема: труп если не сожгут, так прикопают.
Но толщина почвы, где она в Гималаях есть – 2-3 сантиметра: дальше идет монолитная скальная порода. В монолите могилы долбить – подвиг не меньший, чем строительство пирамиды Хеопса: человеку в горах пришлось бы обустраивать себе последний приют, как только он в первом обжился.
Тибет вблизи совсем не так странен, как издали. Мне он сильно напоминал деревню моих бабки и деда: небогато, бытийное пространство обустроено предельно рационально, к делу приставлено всё и каждый гвоздик что-нибудь несет, держит, прижимает. Любая вещь проживает несколько жизней: первую – по прямому назначению, вторую – дослуживает своё с учетом поломки, износа и ограниченных возможностей. Третья жизнь вещи – это когда ею что-нибудь привалили или что-нибудь ею подпёрли. Тело человека – тоже вещь, которой природа обременила бессмертную душу. И потому знаменитые «небесные похороны», по правде говоря - это всего лишь утилизация отработавшей своё плоти с максимальной экономиеaй наличного хозяйственного ресурса. Горы – они вообще штука неласковая и сантиментов не терпящая. Люди здесь живут вынужденно: их предков сюда вытеснили из благодатных мест те, кто зубастее, крепче, безжалостнее.
Между прочим, «небесные похороны» - это едва ли не исконнейший из способов погребения. Трупы зверью скармливали, наверное, и прежде, но нигде ранее это не сопровождалось религиозным самооправданием и самоутешением. Небесные похороны появились впервые в обществе, ступившем на стезю урбанизации. Придумали их, в общем, условные прагорожане, вернее – пра-прагорожане. Древнейшим населенным пунктом считается тот, что изрыт археологами в турецком местечке Гёбекли-тепе.
Это первый полноценный город, обустроенный землепашцами 11 с половиной тысяч лет тому назад. И именно местные первыми стали сопровождать «небесные похороны» ритуалами. То есть, до того было: «помер Максим, ну и хер с ним, скормим зверушкам!»; а стало – «душа отлетела, а плоти уважительно найдем сакральное применение». У меня подозрение, что тут всё дело в извечной людской лени, которая и есть двигатель прогресса: прагорожане были не трудолюбивее нас. Тратить силы жителей поселения на утомительные похоронные церемонии не хотелось, вот и придумали назвать священнодействием простое выволакивание трупа за околицу. Есть сведения, что позднее в Стоунхендже практиковали «небесные похороны», но известия эти сомнительной достоверности.
А вот у зороастрийцев этот обычай хорошо задокументирован и подтвержден свидетельствами, включая археологические. Огнепоклонники подвели под эти практики серьезный теоретический базис. Труп, оставленный душой – мерзость: хоронить – поганить землю, топить – поганить воду, сжигать – предавать поруганию огонь. Потому они возводили «башни тишины», на открытой небу площадках которых и совершалось птицами таинство.
Существовало несколько диковатое ответвление обычая «небесных похорон» - применение «погребального дерева»: ну, тут все то же – тело вздергивали на дерево, много выше человеческого роста, и ждали, пока падальщики совершат ритуальные процедуры. Эта традиция была популярна среди индейцев Северной Америки, а, значит, либо возникла независимо от обычаев Евразии, либо пришла сюда с переселенцами из Берингии 20 тысяч лет тому назад. Откуда обычай погребать на дереве взялся у бирманских нагов – неведомо, может, тоже творческое переосмысление принципа «небесных похорон»: «А чё мы уродуемся – равнину ищем, пустоши? Не монголы, чай – растительности хватает и леса есть!».
Итак, перейдем к собственно небесному погребению. Сейчас его практически всюду повывели – очень неаппетитный обычай, крайне травматичный для наблюдателей, которых, как ни старайся, не избежать при нынешней повсеместной перенаселенности. Говорят, в Монголии еще практикуется пастухами из сугубой туземной глухомани – даже те, что чуть-чуть поотесаннее и ближе к цивилизации, таких полагают дикарями. В индийских штатах Сикким, а также Джамму и Кашмир горцы не смущались ритуально скармливать трупы птицам, но сейчас такое уже повывелось.
В китайском Тибете в годы культурной революции «небесные похороны» занесли в разряд относящегося к «четырем ветхим вещам» (к устарелым традициям, обычаям, культуре, идеям). До середины 90-х за участие в ритуале из субъекта похорон можно было превратиться в их объект. Сейчас, вроде, власти помягчели, но тибетцам в Китае и самим подобное кажется варварством. Хотя, говорят, неподалеку от Лхасы есть погребальная площадка. Тут ритуал церемонен и сложен.
Труп укладывают наземь и вокруг него с дымящими можжевелыми ветками совершает обход за обходом молящийся лама. Затем тело разделывают на мелкие-премелкие кусочки ритуальных дел мастера: в специальных ступах превращают полученные фрагменты в кашу и смешивают таковую с просом или какой другой крупой. Ну, а тут уже наготове орда прикормленных стервятников: им сервируют приготовленное блюдо и дальше только следят за тем, чтобы всё было съедено до крошки.
Если хоть малая толика омерзительной каши останется на земле – и похороны, почитай, не удались, и место, где это случилось, объявляется оскверненным и проклятым. И, понятно, монахи-мясники, которые кашеварят, перед обрядом либо крепко напиваются, либо обязательно дымнут чем-нибудь горизонторасширяющим – без анестезии тут быстро крыша набекрень съедет. Но это небесные похороны рафинированные, «столичные», условно говоря – этот церемониал разрабатывался еще до изгнания дала-ламы и с его участием. Есть 2 региона, где «небесные похороны» совершатся по старинке, с античной, так сказать, простотой: это королевство Бутан и княжество Ло-Монтанг (автономная периферия Непала).
Скажу честно, ни там, ни тут я их высоких зрелищ зрителем не был. Поинтересовался, было – «а можно?». Сказали «можно», но заломили несуразную цену – я посчитал, что поглазеть на разделку трупа того не стоит. Ну, как старички профессионально разбирают на запчасти корову, я видел, а с бывшим человеком, подозреваю, они проделывают ровно то же – только что зрители, блюя и теряя сознание, придают мизансцене преизрядный драматизм. Я порасспрашивал церемониймейстера-шамана и он мне в подробностях всё доложил. К нему приходит посыльный и сообщает, что семейство Имярек нуждается в его услугах. Оговаривают вознаграждение. По прибытии в дом безутешных родственников, ему выдают какое-то количество веревки, квадратов пять полотна для савана и яка.
Тело покойника максимально туго связывают, придав позу эмбриона, заворачивают в холст и грузят на тягловую скотину. Шаман, прихватив верную палицу, со всей этой поклажей отправляется подальше в горы. Видеть ритуал не должен никто – это дурная примета, а для случайного зрителя – вообще почти приговор. По прибытии к месту назначения, труп распаковывают, делают на нем надрезы, выпускают требуху: сервировав, созывают манком грифов. Главное подманить хотя бы одного – уж он-то созовет десятки.
Вот, здесь это можно поглядеть, если надоело читать:
Ритуал длится до заката: от шамана требуется разгонять время от времени стервятников и дробить кости дубиной. Когда все съедено до крошки, яка, поскольку осквернен, полагается отпустить на все четыре стороны.
Но былая чистота нравов порядком повреждена даже в становом Тибете: жлобятся теперь зверя просто прогнать. Часто его отправляют в котел, а иногда и просто ставят обратно в стойло – скверна-скверной, а грузы он и далее гужует исправно. Вот так вот это таинство выглядит в Гималаях сокровенных, в самой, почитай, Шамбале. Ну, да любая тайна, если на нее пялиться в упор, не шибко чарует и напрочь лишается всякого очарования.
Если дочитали, не поскупитесь на лайки, а можете и подписаться - почему нет?