От найма к фрилансу, от фриланса — к собственному бизнесу. Многие застревают на втором звене этой цепочки. Как избежать ошибок на старте и управлять своей студией эффективно?
Зачем выбирать такой бизнес, как веб-студия
Стоит ли начинать этот бизнес? Одна из главных причин, почему стоит — это низкий порог входа. На старте вы не рискуете активами, вам не нужно снимать офис с первого дня или набирать большую команду. И это плюс для бизнеса. Вы можете просто начать как фрилансер. Можно начать, даже не увольняясь с работы.
Следующая причина — растущий рынок. По данным РАЭК, объемы рынков мобильной веб-разработки, контекстной рекламы, программного обеспечения и Social Media Marketing не перестают расти с 2013 года.
При этом SMM — наиболее перспективное направление. Но успех, конечно же, никому не гарантирован: очень многие начинающие управленцы повторяют одни и те же ошибки и не достигают запланированных результатов. Для удобства восприятия разделим эти ошибки на две категории: мифы и факты.
Миф — это вид распространенной ошибки начинающих, то, что повторять не нужно.
Факт — это выстраданное нашим собственным опытом управленческое решение, которое дает серьезное преимущество в достижении целей.
Миф первый. Продал лендинг — есть студия
В 2013 году, когда был пик спроса на лендинги, компаний, которые их делают, стало слишком много. И появились ребята, которые решили, что если они продали лендинг за 10 тысяч рублей, то у них есть студия.
Сегодня это не работает. Фактически сейчас есть две работающие стратегии.
Первая — вы можете открыть бутиковое агентство, которые оказывает две-три услуги, но делает это очень дорого и с отличным качеством. Прибыль с каждого контракта должна быть такого размера, чтобы вы могли реинвестировать ее в команду.
Вторая — можно повесить «на флаг» одну идею. Но матрица услуг должна быть значительно шире, чтобы вы могли постоянно допродавать что-то клиентам.
Миф второй. Я должен быть главным экспертом
Зачастую в этот бизнес приходят дизайнеры и программисты и становятся самыми большими экспертами в компании. Проблема такого бизнеса: руководитель становится «узким местом», на нем замыкаются все задачи. В итоге вы постоянно занимаетесь чем угодно, только не своим бизнесом, стратегией, развитием. А руководитель должен быть прежде всего хорошим управленцем.
Миф третий. Я могу работать один
Ничего не имею против фрилансеров. Но фрилансер — это ремесленник. Вы работаете — у вас есть прибыль. Нет работы — нет прибыли. В бизнесе же вы можете отойти от дел, сменить директора, уйти в другую отрасль, и он от этого не пострадает. Для этого нужно уметь делегировать ответственность и выстраивать автономные структуры внутри компании — отделы, которые могли бы функционировать сами по себе, без вашего постоянного участия и контроля. А для этого понадобятся люди, которых нужно будет всему научить, и фактически доверить в их руки вашу компанию.
Читайте также
• 7 популярных программ для создания анимации
• Какой язык программирования выбрать новичку
• Прототип сайта в Axure: пошаговая инструкция
Миф четвертый. Можно просто копировать
Копирование — это творческая импотенция. Так вы не соберете людей, сильную талантливую команду. И вообще-то копирование преследуется по закону. Так что вам нужны свои стилистика, идея, стиль.
Миф пятый. Гипермаржа
Слышали такую историю? Продаем проект за миллион рублей, а стоить он будет 20 тысяч, экономим на исполнителях, а клиент ничего не заметит. Забудьте! Дешевые исполнители — это дешевая работа. Реальная маржа обычно находится в районе от 15% до 30% для одного проекта.
Миф шестой. Легкие деньги
Делаем первые два сайта, зарабатываем хорошие деньги, а потом все отдаем на откуп фрилансерам! Так не получится. Сарафанное радио в этом бизнесе имеет критическое значение. Из чего тогда состоит правильный бизнес? Три главных составляющих: команда, деньги и проекты.
Теперь к фактам.
Факт 1. В определенный момент вам понадобится офис
Не существует в мире ни одного агентства, которое бы работало исключительно с удаленщиками, но при этом было бы успешным, большим и выдавало хорошие кейсы. Два исключения из правила есть, но они только подтверждают правило.
Факт 2. Маржинальность проекта
Задайте себе вопрос: «Сколько я хочу зарабатывать? Зарабатывал 100 рублей в месяц, сейчас хочу 200. Я могу делать по четыре проекта в месяц. Значит, надо их продавать по 50 рублей».
Вы начинаете делать четыре проекта за 50 рублей. И оказывается, что когда вы работали по найму, то тратили на это пять дней в неделю по восемь часов. А тут вы работаете семь дней в неделю по 16 часов. 90% студий закрываются в первый год работы именно потому, что берут проекты в убыток себе и не считают маржинальность.
В студии есть три основных вида расходов. Это управленческие расходы, коммерческие и себестоимость. Если мы берем зарплату и делим на 160, мы считаем только себестоимость.
Факт 3. Клиент ест вашу маржу
Ошибка думать, что продажа состоялась, когда вы получили деньги от клиента. Продажа — это когда вы показали что-то сделанное, реализованный проект.
Потому что правки убивают вашу маржу. Защититься от этого можно только внутренними процессами в студии. Если этого не сделать, то процессы будут стоп-фактором в развитии агентства. Три ключевых этапа, которые вы должны внедрить в свой бизнес: бриф, концепт, проект.
Резюме
- Фриланс и бизнес — вещи кардинально разные. Если фрилансер не работает, он не получает доход. Предприниматель может и не работать.
- Бизнес в данном направлении растет, места должно хватить всем.
- Если вы продали лендинг, то это еще не студия.
- Вы не сможете работать один.
- Копировать все подряд не получится.
- Не гонитесь за гипермаржой. 20% — отличный результат.
- Без офиса вы все равно не справитесь.
Курс «Как открыть веб-студию»
Программа разделена на 14 практических модулей, каждый из которых посвящен отдельному аспекту работы веб-студии. Вы научитесь всему: что включить в матрицу услуг студии, как зарегистрировать фирму и найти команду, как заниматься маркетингом и сопровождать клиентов.
Программа курса