Что такое валютный рынок?
Валютный рынок – понятие децентрализованное и не имеющее географической привязки. Тем не менее, у многих «региональных» валют (например, рубля) существуют «площадки», где сконцентрирована основная ликвидность, то есть совершается основная масса сделок. У рубля это Московская биржа, данные которой могут служить ориентиром для оценки валютного курса в данный момент. Кроме бирж торги валютой осуществляются через брокерские электронные платформы, куда различные участники рынка выставляют заявки на покупку или продажу различных валют.
Курсы в информационных системах (таких как Bloomberg) и на различных сайтах являются отображением курсов тех же самых площадок. От данных самих бирж и электронных платформ они отличаются тем, что носят справочный характер – совершить сделку c Bloomberg’ом по такому курсу нельзя. Курсы информационных систем подвержены тем же искажениям, что и другие цифровые данные, – - они могут некорректно отражать ситуацию на рынке из-за нарушения каналов связи или отражать ее с установленной задержкой (15 минут или более).
Как котируется валютный курс?
Курсы участников валютного рынка всегда представлены в двухсторонней форме – курс на покупку (Bid) и на продажу (Ask). Курс на покупку всегда будет ниже, а на продажу выше «среднего рыночного» курса. Это связано с издержками, которые несут участники, заключая сделки. Работа клиентских менеджеров, поддержание работы электронной платформы, затраты на перевод купленной валюты – примеры таких издержек. bid/ask Если же курсы Bid и Ask практически равны, это свидетельствует не об альтруизме банка, а о том, что издержки компенсируются иными способами. Это может быть, скажем, комиссия с каждой сделки или от общего объема сделок, «абонентская плата» за доступ к торгам, обязанность держать на счете обеспечение, и прочее.
Какие же тогда курсы получают клиенты?
Другая сторона, принимающая участие в формировании валютного курса банка, – его клиенты. Казалось бы, о каком их влиянии может идти речь, если клиенты могут лишь совершать сделки по курсу, установленному банком? Однако это не совсем так.
Курс банка для каждого клиента зависит от того, к какой категории он относится – физические лица, небольшие компании, средний бизнес, большие корпорации. Чаще всего в самой невыгодной ситуации оказываются небольшие клиенты, которым предоставляется широкий спред, то есть большая разница между ценой продажи и покупки валюты. Это не всегда дискриминация по размеру бизнеса, а желание банка обезопасить себя на случай резкого изменения стоимости валюты на рынке. Секрет в том, что банк не перекрывает риск от каждой сделки с таким клиентом, а сначала собирает много таких сделок в один «пакет».
3 tickets Другое дело – крупные клиенты, которым предоставляется курс в реальном времени по телефону или через электронные терминалы, а потому он может быть максимально приближен к рыночному. Однако и здесь встречаются свои подводные камни.
Во-первых, менеджеры банков используют неравенство доступа к информации разных клиентов, из-за чего заключающий сделку не всегда знает рыночный курс в данный момент. Конечно, клиент может впоследствии проверить, каким был курс в конкретное время, но изменить совершенную сделку уже будет нельзя.
Во-вторых, курсы могут отличаться от рыночных, когда крупный клиент сотрудничает с банком «оптом»: получает максимально выгодные условия по одному продукту банка, а «в нагрузку» обслуживается по некоторым другим продуктам. В таких случаях мало кто следит за условиями каждой конкретной конверсионной сделки. Кроме того, не стоит забывать и о комиссиях, которые прописаны во многих договорах банковского обслуживания, и взимаются с юридических лиц дополнительно к курсу сделки.
Поскольку большинство средних и даже крупных компаний недостаточно тщательно изучают правила проведения конверсионных операций, для банков это «лакомый кусок». Приятный момент для участников ВЭД состоит в том, что один только переход на прозрачную схему конвертации валюты принесет бизнесу ощутимый положительный результат.