Найти тему

Есть ли современное русское искусство?

В июне месяце известный банкир Петр Авен, хорошо разбирающийся и активно покупающий искусство, объяснил свое нежелание покупать российской современное искусство тем, что оно вторично относительно мирового искусства. Ему ответил современный художник Владимир Дубоссарский, который указал Авену на то, что русское искусство вторично именно потому, что его не покупают такие коллекционеры, как Авен. Разгорелась дискуссия...

С одной стороны, нельзя не признать, что существует некоторое количество людей в России, которые производят искусство: живопись, скульптура, инсталляции. То есть вроде бы именно это искусство необходимо называть современным, но только слово "современный" имеет в отношении такой области как искусство столько значений, что порой бывает трудно понять, о чем говорит твой собеседник. В английском языке существует несколько синонимов, которые на русский переводятся одним словом - "современный". Например, английском слово "modern" - означает, в целом, нечто противоположное "ancient" - древний, - и следовательно, на русский может вполне переводится как "современный". Однако, есть и другой английский синоним, который широко используется - "contemporary". Это практически слово-калька русского "современный", потому что латинский корень "con" - эквивалентен русскому "со", а "temporary" - переводится как "временный". Эти два слова исторически применялись в отношении искусства. Со второй половины XIX века и примерно по середину XX века, когда хотели отделить старых мастеров от работ художников-современников, говорили: "modern art", т.е. дословно - "современное искусство". Однако, это словосочетание, применяемое в течение определенного времени, стало характеризовать не время создания данного произведения, а его стилистику и, когда в середине XX века искусство стилистически видоизменилось, то термин "modern art" стал как-то автоматически обозначать определенный художественный стиль ("модерн") и даже целую художественную эпоху ("модернизм").

А художники продолжали творить и их искусство также необходимо было отделять от искусства предыдущего периода, которое называлось "modern art". Появилось слово "contemporary". Со временем история повторилась и "contemporary art" стал термином, обозначающим стилистическое направление и любое другое стилистическое направление, перестало соответствовать названию "contemporary art", хотя бы произведение искусства, принадлежащее этому новому стилю, и было только-только создано. Слов не осталось...

В русском художественном дискурсе слово "современный" как использовалось для обозначения того, что создается "теперь", так и используется. Отсюда возникает путаница, когда речь идет о западном и российском искусстве. Существующий ныне в России "contemporary", который даже творится здесь и сейчас, действительно по форме и по содержанию вторичен по отношению к западному "contemporary". Русский авангард в начале XX века довел до предела западный модернизм, став заметным явлением в мировой культуре (Малевич, Кандинский, Явленский и т.д.). Он вдохновил тех западных художников, которые создали уже свое искусство - "contemporary". А вот в России авангард захлебнулся и дальнейшего развития не получил. Советские художники, которые искали новых путей развития искусства, находили вдохновение в западном "contemporary", становясь, однако, некоторым вторичным явлением, по отношению к нему.

Смею предположить, что Петр Авен, говоря о вторичности русского современного искусства, имел в виду в большей степени вторичность именно российского "contemporary", как стиля, а Дубоссарский возмутился тем, что он то, Дубоссарский, вроде существует в одном и том же времени, что и Авен и, следовательно, художник, творящий "современное искусство". Однако, существование в одном и том же времени не гарантирует принадлежности к современности, понимаемой как стилистическая идентичность эпохе. Дубоссарский по форме и содержанию своего искусства вторичен по отношению к западному стилю "contemporary", и можно понять Авена, потому что для него не представляет труда покупать качественный западный "contemporary", а не вторичный российский, развившийся на волне перестроечного интереса Запада к российскому искусству (а интерес закономерно был к тому художественному языку, который был понятен и привычен западному стилю).

Чтобы было понятнее объясню на примере Китая. В Китае существует два вида современного искусства. Один - это то, что называют "современным" западные покупатели. По сути - это "contemporary", ярким примером которого является художник Ю Миньдзюнь.

Ю Миньдзюнь везде рисует эти улыбающиеся рожи
Ю Миньдзюнь везде рисует эти улыбающиеся рожи

Кстати, чтобы лучше понять стилистическое единство искусства, которое можно описать как "contemporary" вот пример нашего известного "современного" художника Олега Целкова, находящегося в первой сотне самых продаваемых российских современных художников, который тоже рисует в большом количестве лица, но это уже "русские" лица.

Картина Олега Целкова
Картина Олега Целкова

В то же самое время в Китае существует другое современное искусство, которое развивает идеи, свойственные именно тому китайскому искусству "гохуа" или "шаньшуй", которое корнями уходит в древность. Существует целая группа художников, которые существуют в одном с нами временном отрезке, делают искусство вот прям сейчас и, в то же время, делают его отличным от западного "contemporary", но и отличным от традиционного, древнего китайского искусства. Вот, к примеру, работа Чжан Дацяня, мастера, творившего в XX веке.

Чжан Дацянь (1899-1983)
Чжан Дацянь (1899-1983)

А вот Лю Ряндао, родившийся в 1964 году, чьи работы показываюют неплохие результаты на текущих аукционных торгах. Работа 2013 года.

-4

Так вот и получается, что китайское искусство находит свою современность в двух направлениях - западном и аутентичном, китайском, а русское искусство застряло в тисках словарного определения понятия "современное".

Есть ли шансы у русского искусства и в каком направлении следует ему искать свою идентичность? На мой взгляд, точка прорыва может лежать в плоскости академизма, потому что, как бы не был он проклинаем "прогрессивной художественной общественностью", традиции сохранились и, учитывая общее падение этого вида искусства на Западе и полное его отсутствие на Востоке, это может стать "русской фишкой". Хотя, конечно, для этого академизму еще придется стряхнуть с себя большое количество нафталина...