Найти в Дзене
zautra.by

Насколько цены рванут вверх?

Несмотря на радужные планы по инфляции, которую, по мнению министра экономики Владимира Зиновского, можно удержать в пределах 5%, наметились негативные тенденции, которые могут серьезно помешать их осуществлению. Данные Нацбанка за 1 полугодие свидетельствуют о росте денежной массы, которая, по мнению многих экономистов, может грозить существенным ростом цен, остановить которые у Нацбанка не хватит механизмов.

Удержит ли регулятор ситуацию и какой будет инфляция к концу года?

Романчук: Если очистить сумму от административного давления и очковтирательства, инфляция у нас окажется больше 10%

Руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук обращает внимание на настораживающие цифры второго квартала, согласно которым показатели активной денежной массы серьезно увеличились.

— Лишних денег в обращении стало больше, — поясняет экономист. — Выходит, что Нацбанк пытается снизить эмиссию, но появляются другие факторы, которые влияют на ситуацию. И вот с этим Нацбанк пока не справляется.

Экономист уверен, что рост инфляции не то что не снизится, как это прогнозирует министр экономики, а будет даже больше запланированного.

— Если еще увеличится и номенклатурный жим, тогда инфляция достигнет больше 10%, — уверен Романчук. — В любом случае при таком росте денежных агрегатов у нас снизить инфляцию до 5% точно не получится. А что уже нарисуют в тех показателях, которые нам озвучат, мы не знаем.

Эксперт не доверяет официальным цифрам относительно инфляции, поскольку объективно перепроверить каждый этап составления этого индикатора невозможно. К тому же есть масса заинтересованных субъектов, для которых очень важно добиваться занижения цен.

— Меня в этой ситуации напрягает то, что есть очень серьезная мотивация исполкомов, правительства и самих коммерческих агентов. И этому способствует официальная методология расчета показателей инфляции, — отмечает экономист. — Когда мы понимаем, что 1-2% могут дать рост ВВП на 1%, когда мы видим давление из исполкомов на белорусские предприятия по выполнению показателей, когда сами предприятия начинают творчески подходить к вопросу, понимая, что от этого зависит, сколько они получат денег из бюджета и на каких условиях, тогда и начинается очковтирательство.

В результате статистика часто подгоняется под то, что хотят услышать наверху.

— Например, официальная статистика говорит о финансовых показателях рентабельности и вроде показывает увеличение прибыли в 2,5 раза за 5 месяцев. Однако там указывается «без малых предприятий». А малые организации у нас составляют очень серьезный сегмент экономики, — поясняет эксперт. — Когда методика очищена от нежелательных элементов, всегда есть подозрения. В любом случае факт остается фактом – белорусская экономика находится в стагнации. Она не справляется с тем, чтобы нейтрализовать токсичные активы, продолжает оставаться в зоне снижения инвестиций в основной капитал (за первое полугодие -3%). Так что если хорошо посчитать, очистить сумму от административного давления и от очковтирательства, инфляция на сегодня не может быть меньше 10%.

Антон Болточко: План правительства по инфляции до конца года будет все же выполнен

По мнению экономиста «Либерального клуба» Антона Болточко, в Беларуси сейчас действует две разнонаправленные тенденции, которые оказывают влияние на цены.

— С одной стороны, монетарные факторы, которые полностью находятся в руках органов Нацбанка, и в случае изменения денежно-кредитной политики это будет сказываться на росте цен. С другой стороны, Беларусь все еще находится в стадии стагнации, внутренний спрос очень слабый и этот фактор будет тянут цены вниз, — поясняет экономист. — Эти такие две разнонаправленные тенденции, возможно, будут друг друга нивелировать.

Также при прогнозе будущей инфляции следует принимать во внимание, что цены не полностью находятся под контролем Национального банка и на установление уровня цен оказывают влияние и другие государственные органы, например, Министерство антимонопольного регулирования и торговли.

Что же касается роста денежной массы, то, по мнению эксперта, это во многом произошло за счет тенденции по обмену населением валюты, что увеличило количество белорусских рублей в системе.

— Опять же возможно воздействие некоторых факторов, связанных с выдачей кредитов отдельным госпредприятиям по программам, и рядом других факторов, не связанных с денежной эмиссией, — поясняет Антон Болточко. — В то же время я не исключаю, что Нацбанк поддался под воздействие иных органов власти, в том числе и политических факторов, и поспособствовал тому, что, возможно, была произведена если не денежная эмиссия, так кредитная эмиссия. То есть, это произошло с помощью каких-то вливаний, например, на фоне периода посевной и связанной с этим поддержкой сельскохозяйственных предприятий.

Вместе с тем эксперт обращает внимание, что одновременно показатели денежной базы сокращаются, что говорит о том, что Нацбанк реагирует на увеличивающиеся денежные агрегаты.

— То есть Нацбанк сокращает денежную базу, дабы разросшаяся денежная масса не такими темпами влияла на показатели инфляции в стране, — поясняет экономист.

Все это дает надежду, что Нацбанк все-таки продолжит проводимую политику и будет способствовать сдерживанию инфляционных процессов в стране.

— Национальный банк сейчас сосредоточен на удержании макроэкономической стабильности, на недопущении такого роста цен, которое может очень серьезно подорвать и усложнить ситуацию в экономике Беларуси, — считает Болточко. — Поэтому, думаю, план правительства по инфляции до конца года будет все же выполнен.