Найти тему
Команды и лидеры

Зачем учиться делать команды?

Оглавление

Галина Сартан

Михаил Иванович, генеральный директор крупного предприятия, собрал своих заместителей. Уже два года вся компания работает полностью на крупный заказ, выигранный по тендеру. Еще год и заказ закончится, что дальше.
Этот вопрос Михаил Иванович задает своим заместителям и получает в ответ молчание. Каждый из них находится в процессе работы своего подразделения и не думает о компании в целом. Все надеются на генерального директора . Он два года назад принес компании большой проект. Есть вера, что через год Михаил Иванович найдет еще один проект, и проблем у компании не будет. Его заместители, топ-менеджеры превратились в исполнителей.
После бурных обсуждений руководители предложили объявить конкурс для всех сотрудников компании на лучшее бизнес-предложение.
Результаты конкурса получились удручающими. Сотрудники компании мало чем отличались от своих руководителей. Они не мыслили как предприниматели. Поступило всего пять предложений. Сотрудники предложили улучшить бизнес-процессы, сделать более комфортным их работу в компании. Но ни одного бизнес-предложения в рамках коммерческого развития компании не поступило.
Почему? Что по-другому нужно сделать Михаилу Ивановичу?

Рассмотрим еще один пример.

-2

Мария Николаевна, руководитель отдела продаж страховой компании, собирает своих сотрудников, чтобы согласовать новые цифры квартального плана. Он увеличен на 10%.
Сотрудники не проявляют активности. Они привыкли, что практически каждый квартал план продаж повышают. А также они знают, что Мария Николаевна уже обо всем подумала и будет им указывать, что и как нужно делать.
После планерки каждый по отдельности заходит к руководителю отдела и выслушивает ее наставления по поводу повышения активности, инициативности и самостоятельности.
Но на деле Марии Николаевне приходится работать буквально за всех, постоянно напоминая каждому сотруднику, что и как нужно делать. Она устает, перерабатывает, жалуется на безынициативность сотрудников.
Что ей нужно делать по-другому?

-3

Это два примера из множества управленческих проблем, которые постоянно встречаются в работе руководителей. Сроки проекта срываются из-за нестыковки результатов исполнителей. Эффективные решения не принимаются из-за конкуренции менеджеров. Эти перечисления займут не одну страницу.

Все эти проблемы связаны с работой управленческой команды. Есть эффективный способ решить их через поиск дополнительных ресурсов, а именно, переходя на командную работу.

-4

Как начать работать по-другому?

Есть проверенные способы увеличения слаженности и эффективности совместной работы сотрудников. И первый, который можно порекомендовать руководителю – это управление не отдельными сотрудниками, а командой в целом.

Рекомендации Марии Николаевне

Мария Николаевна могла бы проявить интерес к предложениям сотрудников на планерке, выслушать их опасения, озвучить для всех, что отдел сделал успешно при выполнении предыдущего плана. И, что самое важное — не спешить со своими предложениями.

Руководители, конечно, считают себя более опытными, но они одновременно хотят, чтобы их сотрудники были более инициативными. В этом случае руководителю нужно быть более мудрым и дать сотрудникам свободу для совместного поиска наилучших решений. Стараться не допускать перехода к так называемому «ручному управлению», работая с каждым сотрудником индивидуально.

-5

Отличие поведения наедине и в группе

Люди ведут себя по-разному – в группе и поодиночке. Поэтому все, что руководители услышат от сотрудника наедине, может не сработать, когда он окажется в коллективе. Более сильные групповые традиции и правила поведения побеждают. Именно поэтому обещания сотрудников, данные лично руководителю, чаще всего не исполняются. А причины всегда находятся.

Руководителю более выгодно обсуждать совместно те вопросы, которые нужно решать сообща. Это способ раскрытия потенциала его команды.

В спорах по поводу поиска лучшего решения сотрудники учатся лучшему взаимодействию, узнают себя и приобщаются к решению задач компании.

-6

Передача выбора решения команде

Есть еще один плюс командной работы для руководителя. Передавая сотрудникам свободу решения выбранных им задач, руководитель расширяет свой стиль управления. Он призывает сотрудников к взаимодействию только тогда, когда это на самом деле необходимо: когда поиск решения и исполнение будет более эффективным в командной работе. В этом случае руководитель становится модератором, он следит за командой работой, направляет ее в нужное русло, если сотрудники вдруг отклоняются от решения поставленных задач. Но руководитель не диктует, что, кто и как должен делать — это решает команда в рамках поставленных перед нею задач.

Рекомендации Михаилу Ивановичу

Михаил Иванович мог бы собрать управленческую команду и предложить ей разработать стратегию развития компании. И это не одна встреча, а периодические сессии, не похожие на традиционные планерки и совещания. Их можно назвать «командными сессиями». Они ограничены по времени и заканчиваться вопросами, которые команда решит подготовить к следующей сессии.

Проводятся такие сессии два раза в неделю, не реже, так как руководители должны привыкнуть к новой форме взаимодействия, научиться слушать и слышать друг друга, мыслить в рамках компании, а не только своим подразделением. Стратегия развития компании, разработанная командой, станет понятной всем. Во время общих обсуждений выявятся риски нежизнеспособных проектов и уточнятся более эффективные для компании, появится план реализации.

-7

Что получает руководитель в итоге командной работы?

Командный потенциал раскрывается не сразу. Нужно время, терпение и знания руководителя. И чем лучше руководитель освоит технологии создания команды, тем быстрее разовьет своих сотрудников и увеличит показатели.

Последние зарубежные исследования утверждают, что внедрение командной работы увеличивает потенциал сотрудников в 2,5 раза.

За счет чего получается такой грандиозный скачек производительности?

За счет увеличения вовлеченности сотрудников в дела подразделения и компании, уменьшения времени на выбор лучшего решения, ответственного отношения каждого сотрудника к делу и результату, комфортной и бесконфликтной коммуникации, желания развития и совершенствования.

И на это все не нужно специально подбирать лучших сотрудников, а также не обязательно долгие годы развивать собственные кадры. Достаточно нескольких недель вечернего обучения и 1-2 месяца внедрения в работе полученных технологий.