Найти тему

Виноградники: недвижимость для виноделов и не только

Оглавление

Хобби и бизнес

Покупка виноградника — это, прежде всего, покупка бизнеса, поэтому в первую очередь стоит обращать внимание на качество почвы, винограда, оборудования, а также на репутацию бренда. В придачу к золотисто-зеленойлозе инвестор получает землю, красивый старинный дом или даже замок.

Когда 23 года назад бизнесмен Бруно Кончи и его жена Роз купили виноградник в Тоскане, они и подумать не могли, что будут продавать кьянти известным заведениям, включая лондонский отель The Savoy.

Изначально пара планировала производить вино только для семьи и друзей. Но после года строительных работ, на которые ушло несколько миллионов евро, имение площадью 100 га полностью преобразилось. Теперь сюда приезжают туристы, желающие попробовать кьянти и отдохнуть среди оливковых рощ и виноградников.

Глядя на успешный бизнес семьи Кончи, всё больше людей желают последовать их примеру.

«Спрос стал расти с 2005 года. В год мы получаем примерно 20 заявок на виноградники, и растет количество желающих их приобрести»,— говорит Билл Томсон из компании Knight Frank.

Среди покупателей можно выделить две группы. Большинство из них — это те, кто стремится к определенному стилю жизни. Как правило, все, что им нужно,— это дом, где можно проводить отпуск, и несколько гектаров земли. Во Франции около 70 % виноградников продаются людям, далеким от производства. У большинства покупателей спросом пользуются виноградники площадью менее 20 га, в местах с хорошим транспортным сообщением.

К другой группе относятся те, кто планирует производить вино в промышленных объемах на продажу. Сюда относятся разные категории покупателей, начиная от кинозвезд и заканчивая предпринимателями из Китая. В 2012 году только в департаменте Жиронда (Аквитания), включающей престижные винодельческие районы Сен-Эмильон и Помероль, китайцы купили 27 виноградников. В основном это были имения площадью более 20 га за 1,5–4 млн евро, ежегодно производящие около 130 тыс. бутылок красного вина сорта бордо.

Среди владельцев виноградников много известных людей. Так, Жерар Депардье владеет виноградниками в Анжу (Долина Луары), Бордо и Лангедоке. Бывшему французскому футболисту Давиду Жиноле принадлежит виноградник Coste Brulade в Провансе, а канадский политик Жак Паризо обзавелся виноградником Coteau de l’Élisette в Лангедоке.

Adele Payman / Unsplash
Adele Payman / Unsplash

Доля иностранных покупателей варьируется в зависимости от страны. По данным Knight Frank (II квартал 2014), их больше всего в итальянских регионах Кьянти и Монтальчино — более 80 %, а также в Тоскане — 60 % и Мендосе (Аргентина) — 50 %. В долине Напа (США), Провансе (Франция) и Сомонтано (Испания) зарубежных инвесторов 30 %. Совсем мало иностранцев в австралийской долине Баросса — около 10 %, там виноградники покупают в основном местные. Россияне предпочитают приобретать этот тип недвижимости в Провансе и Тоскане. В этих регионах наши соотечественники занимают второе место после британцев.

«Россияне ищут виноградники с представительными виллами, на которых они могли бы развлекать партнеров по бизнесу. Им нравится сама идея владения собственным брендом. В основном они предпочитают Кьянти, Монтальчино и тосканские районы рядом с Больгери»,— говорит Дилетта Спинола, глава отдела продаж подразделения Sotheby’s в Тоскане.

Как получить прибыль?

Хотя многие владельцы виноградников превращаются в успешных виноделов, некоторые другие продают виноградники, едва успев начать бизнес.

«Это требует определенных способностей. Мне встречались покупатели, которые сразу продавали виноградники, как только узнавали, сколько усилий потребуется, чтобы осуществить планы»,— говорит Томсон.

Чтобы получать прибыль, владельцы виноградников должны минимизировать издержки. Это значит, что им придется взять часть работы на себя. Кроме того, затраты окупятся не сразу.

«Для тех, кто стремится инвестировать и получать отдачу в короткие сроки,— это, пожалуй, не самый лучший вариант. Нужно 10 лет, чтобы вырастить виноградник и получить собственную марку. Затем потребуется еще как минимум три года — именно столько нужно, чтобы созрело красное вино»,— объясняет Вильям Корби из компании French Vineyards.

 Kym Ellis / Unsplash
Kym Ellis / Unsplash

Найджел Льюис, эксперт по недвижимости PrimeLocation.Com, предупреждает потенциальных покупателей: виноградники — это не только романтика. За каждой бутылкой вина стоит не один год кропотливой работы. Чтобы получить прибыль от виноградника, нужно производить не меньше 40–50 тыс. бутылок в год. Выручка достигнет 100–150 тыс. евро. Однако если учесть, что одна бутылка стоит минимум 3 евро, а производство обходится примерно в 2 евро, прибыль составит около 30 тыс. евро в год.

«Большинство винных заводов не приносят огромных денег. Пожалуй, прибыли хватит лишь на то, чтобы расплатиться с виноделом и рабочими и чтобы покрыть расходы на содержание жилья. Это выбор тех, кто стремится к определенному стилю жизни. Вы можете жить в красивом месте и пить собственное вино. При этом виноградники не обесцениваются, так что вы не потеряете свои вклады»,— считает Уилли Баденхорст, агент недвижимости компании Remax.

Стоимость виноградников значительно варьируется в зависимости от региона. В Европе цены на них чаще всего зависят от цен на жилье, а не на вино. Однако, по словам Томсона, оказывают влияние и ценовые колебания на рынке коммерческих винодельческих угодий, стоимость которых, в свою очередь, зависит от цен на вино.

Тем, кто намерен начать бизнес с чистого листа, подойдут земли Чили и Аргентины. По словам Мэтта Риджвэя, директора консалтингового агентства Chile Investments, этот регион начал привлекать зарубежных инвесторов совсем недавно. В этих странах мало ограничений на строительство, да и обходится оно дешевле, чем в Европе.

Самые дорогие виноградники предлагаются в Италии, США и Франции. В Пьемонте стоимость 1 га может достигать 1,2 млн долл., в калифорнийской долине Напа — 588 тыс. долл., во французских винодельческих регионах — 400 тыс. При этом цены на виноградники на многих рынках имеют тенденцию к росту. Например, по данным Knight Frank, во II квартале 2014 лоза в калифорнийском округе Сонома подорожала на 17,9 % в годовом исчислении. Рост цен в Кьянти за тот же период составил 12 %.

Можно и проще

Один из самых простых способов насладиться жизнью винодела, не испытывая головной боли,— приобрести недвижимость в жилом комплексе при винограднике. Такие схемы действуют во многих странах мира. Степень участия жильцов в виноделии может быть разной. В одном случае требуется просто платить ежегодные взносы за бутылки, в другом может быть разрешено даже разработать собственный лейбл и сотрудничать с производственной бригадой.

Fred Crandon / Unsplash
Fred Crandon / Unsplash

Например, в Португалии можно стать владельцем виноградника на курорте L’And — первом винном курорте страны. Инвесторам предлагаются 47 вилл (цены — от 470 тыс. до 815 тыс. евро), 25 таунхаусов (236–350 тыс. евро)и 9 озерных вилл (370–450 тыс. евро). Владельцы вилл становятся участниками винного клуба, получая возможность возделывать лозу — самостоятельно или с помощью управляющей компании. Виноградники L’And приносят от 400 до 2–3 тыс. бутылок вина ежегодно, в зависимости от погодных условий. Стоимость покупки частного виноградника — 3 евро/м².Для производства 400 бутылок вина (по 0,75 л) достаточно иметь виноградник площадью 1 тыс. м². Расходы на содержание такого участка составляют 350–450 евро в год.

Все популярнее становятся схемы, при которых виноградник приобретается в долевую собственность, а все дела ведет управляющая компания. Так собственники несут меньше расходов, не теряя возможности приобщиться к виноделию. Например, можно приобрести долю в поместье Villa Dolce Vita площадью 80 га, расположенное недалеко от аргентинского города Тунуйян в провинции Мендоса. Виноградники продаются участками по 2–6 га.Один гектар стоит около 19 400 долл.

Кроме того, недвижимость вблизи виноградника можно купить по схеме обратной аренды. Такой вариант предлагает, например, сеть отелей Garrigae во французском регионе Лангедок–Руссильон. Исторические здания были перестроены в отели, номера в которых можно выкупить, сдавать в аренду и получать гарантированный рентный доход в течение девяти лет.