В законопроекте "О внесении изменений в закон "О федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов", опубликованном портале проектов нормативных правовых актов, Минфин РФ предложил поправки в федеральный бюджет. Министерство прогнозирует профицит федерального бюджета в 2018 году в объеме почти 2,14 трлн рублей, что в четыре с лишним раза больше запланированных ранее 482 млрд рублей.
Были предложены изменения в следующие показатели 2018 года:
- ВВП, учитываемый при формировании бюджета, увеличен с 98 трлн 234 млрд рублей до 101 трлн 164 млрд рублей,
- Оценка годовой инфляции, учитываемая в бюджете, повышается с 2,8% до 3,4%,
- Доходы увеличены до 18 трлн 941,8 млрд рублей с 17 трлн 072,9 млрд рублей, включая рост нефтегазовых доходов с 2 трлн 740 млрд рублей до 4 трлн 093 млрд рублей,
- Расходы вырастут до 16 трлн 803 млрд рублей с 16 трлн 591 млрд рублей.
Таким образом, профицит бюджета повышен до 2,1% от ВВП по сравнению с весенними ожиданиями 2018 года в 0,5% ВВП, которые уточняли изначальный, от декабря 2017 года, дефицит бюджета в размере 1,3% ВВП.
Госдолг
Минфин предлагает снизить верхний предел государственного внутреннего долга на 1 января 2019 года до 9 трлн 821 млрд рублей с 10 трлн 281 млрд рублей. При этом чистый объем заимствований на внутреннем рынке в 2018 году снижен до 662 млрд рублей с 1,044 трлн рублей.
Верхний предел внешнего госдолга на 1 января 2019 года предложено снизить до $61,7 млрд, или €52,3 млрд, по сравнению с $61,9 млрд, или 49,5 млрд евро.
Nota bene
В августе 2018 года Минфин РФ делал предварительную оценку по итогам 7 первым месяцев. По этой оценке, федеральный бюджет в январе-июле 2018 года исполнен с профицитом в 1 трлн 383 млрд рублей, что составляло 2,5% ВВП. Объем ВВП в январе-июле министерство оценило в 55 трлн 314 млрд рублей.
Во-первых, профицит бюджета не является сюрпризом, так как уже по итогам января 2018 года стало ясно, что утвержденный с дефицитом бюджет на этот год не точен на фоне роста цен на сырьевые товары.
Во-вторых, в бюджете на 2018 год изначально было предусмотрено соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов 36:64. В поправках оно меняется в сторону нефтегазовых доходов, что закономерно, так как по итогам 7 месяцев соотношение составило 45:55. Тогда нефтегазовые доходы составили 4 трлн 684 млрд рублей, ненефтегазовые - 5 трлн 814 млрд рублей. При этом стоит отметить, что ненефтегазовые доходы тоже выросли.
Первичный профицит – это всегда хорошо, осталось с умом им распорядиться. SULARU напоминает, что окончательный профицит бюджета теоретически не является самым позитивным показателем, так как означает, что государство не запланировало адекватные траты на социально-экономическое развитие.
С практической точки зрения, предъявить претензии правительству сложно, так как скачок мировых цен на сырьевые товары был достаточно неожиданный. В 2018 году, когда изменение конъюнктуры стало окончательно очевидно, когда прошли президентские выборы, дело сдвинулось с мертвой точки, и были придуманы нацпроекты для перезапускаразвития экономики.
Conclusio
Поворчать всегда полезно, поэтому напомним, что большинство реформ надо было начинать планировать во второй половине 2017 года, когда все чиновники словно замерли в ожидании весенних выборов президента. Нацпроекты в результате готовились министерствами и ведомствами в 2018 году в спешке, и зачастую вызывали жёсткую критику экспертов самого правительства.
Читайте подробности: