Так ли плохо покупать подделки как принято считать? Почему россияне идут на это? Я попробовала разобраться в природе явления. Ответы на вопросы получились весьма неоднозначными и вовсе не категоричными. Материал собрался объёмный и любопытный.
Культура шопинга ещё слишком молода и малоразвита
Шопинг как самостоятельное явление на постсоветском пространстве существует около 30 лет. Наши родители и бабушки ещё помнят, что такое дефицит и отсутствие выбора. Если рассматривать шопинг в качестве культурного феномена, то становится ясно - явление ещё очень молодое. Одного поколения 90-х не достаточно для формирования общества грамотных потребителей. Как правило большее число ошибок приходится на людей старшего поколения. Часто приобретая красивую вещь, покупатель и не подозревает, что обзавёлся подделкой.
Посмотрим на ситуацию с другой стороны, нынешний выбор вещей очень велик, фантазия дизайнеров всё время рождает новые идеи – за всем не уследишь. Да и надо ли следить? Обязан ли потребитель досконально знать, что он приобретает?
Качество подделок стало очень высокое, а у оригиналов напротив – упало
Раньше нам было достаточно взглянуть на изнанку изделия, его швы, детали и с высокой долей вероятности определить оригинальность на глаз. Сейчас всё изменилось. Производители контрафакта прекрасно научились заметать следы и постоянно совершенствуются - появились суперфейки. Подделки настолько качественны, что их невозможно отличить от оригинала. Это привело к возникновению сервисов – аутентификаторов. Их работа - проверять вещи на оригинальность. Интересно то, что в США и Европе они больше не принимают на рассмотрение некоторые вещи Prada, Chanel, Hermes. Специалисты просто не в состоянии вычислить подделку.
Вишенкой на торте в истории с фейками стала новость, прогремевшая по многим каналам: женщина из Вирджинии, приобретала оригиналы в фирменных бутиках, а затем сдавала подделки. Таким образом она смогла заработать 1 млн $.
А что с качеством оригиналов? Здесь всё неоднозначно. Теперь кривая строчка или несовпадение паттерна – это вовсе не показатель поддельности. К сожалению, качество премиум-сегмента сильно упало. Из последних наиболее обсуждаемых примеров – кроссовки Balenciaga triple s. Производитель перенёс производство из Италии в Китай, и это сильно сказалось на качестве. Покупатели отмечают появление неровных швов и следы клея, но это никак не отразилось на цене. И из этого вытекает следующий пункт.
Фактор экономии: если не видна разница, то зачем платить больше?
Логика здесь простая: мне нравится дизайнерское изделие, но оно дорогое и бьёт по кошельку. Есть выход – купить подделку. Экономия налицо, да ещё и красивая вещь в пользовании. Но здесь встаёт другой вопрос – на сколько этично носить фейки? Ещё не стоит забывать о штрафах и уголовном наказании за приобретение и ношение подделок. В России за этим практически не следят, а вот в Италии и Франции всё жёстче, и нарушителям может грозить реальная тюрьма.
Существует мнение, что желание сэкономить и купить подделку есть только у людей с небольшим заработком. На самом деле это не совсем так. Я нашла любопытное исследование в журнале "Экономическая социология" на тему контрафакта. Оно показало следующее: обеспеченные люди чаще покупают поддельные товары, чем люди с низким доходом. А ещё, что вероятность приобретения фейка на 12% выше, если у человека есть высшее образование, в сравнении с людьми со средним или специальным образованием. Получается, чем выше достаток и лучше образование, тем вероятнее осознанное приобретение подделки.
Антиглобализм и проявление протестных настроений
Как ни странно, покупка подделки может стать своего рода протестом. Торговля фейками бьёт по экономике государства в целом и по отдельным брендам в частности. Как правило приобретение такого товара осуществляется по-чёрному без чеков и налогообложения, да и деньги отправляются не настоящему производителю, а китайскому дельцу. Так чего же покупатель контрафакта хочет этим добиться?
Саботаж больших корпораций. Эти гиганты контролируют рынок, они закрывают маленькие бизнесы с целью обогатиться и уничтожить конкуренцию. Таким образом дорога к новым качественным товарам малоизвестных марок у потребителя становится закрыта. Корпорации берут под контроль моду, им выгодно, чтоб покупали узнаваемый товар, ведь это заразительно: у всех есть и мне надо.
Конечно такие настроения при покупке товара в меньшинстве и как правило сочетаются с другими причинами. Но не стоит сбрасывать их со счетов.
Эффект Инстаграма: пускаем пыль в глаза
Мы живём в эпоху соц. сетей, а это накладывает отпечаток на восприятие. Красивые картинки повсюду и везде. Речь не только о людях с идеальной внешностью, я говорю о местах, вещах и стиле жизни. Девизом многих стала фраза: казаться, а не быть. Появились целые бизнес-проекты, посвященные идеальной жизни, например, фотостудия в виде частного самолёта, большие букеты напрокат и возможность купить пакеты ЦУМа.
Культовые бренды теперь есть у каждого второго, даже в метро ездят не меньше чем с Gucci. Потребители оригиналов брезгливо фыркают при виде всей этой ярмарки тщеславия, а любители фейков саркастически смеются, мол смотри, у меня такая же, только в 10 раз дешевле. Но есть и третья группа людей, которая стала для меня открытием.
В том же исследовании контрафактов автор выделил удивительное явление – амбивалентное отношение к подделкам. Звучит это так: «осуждаю, но покупаю». Двойственная позиция к одному и тому же явлению. Любовь и ненависть всегда идут рядом, видимо подделки и оригиналы также неразделимы как инь и янь.
А как вы относитесь к подделкам? Покупаете фейки или предпочитаете только оригинал?