Последние месяцы на валютном рынке происходила достаточно интересная ситуация. Несмотря на достаточно стабильные и высокие цены, рубль испытывал достаточно серьезное давление, что не давало ему отыграть потери и мешало росту российской национальной валютой. Аналитики, выступая в СМИ, приводили разные доводы, от санкций, слабости экономики, до спекулятивных игр. И вот только сейчас начала всплывать еще одна, и достаточно серьезная причина давления на российский рубль.
В споре между Счетной палатой РФ и Министерством финансов всплыл достаточно интересный и известный узкому кругу специалистов факт - бюджетное правило, согласно которому если цена на нефть превышает 40$ за барель, излишки налоговых средств, поступающих в бюджет не должны тратиться, в том числе и на социальную политику и развитие экономики страны. Они должны использоваться для покупки иностранной валюты, в том числе и американских долларов.
Мало того, что это правило фактически высасывало значительные объемы денежных средств из экономики, оно еще и создавало сильную нестабильность на валютном рынке. Настолько большую, что ЦБ несколько раз приходилось приостанавливать закупку валюты. Последнее такое решение было принято с 23 августа и действует до конца 2018 года.
В сложившейся ситуации Счетная палата предлагает, как минимум, увеличить порог в бюджетном правиле до 45$, в то время как Министерство Финансов активно противится подобным планам, обуславливая это необходимостью обеспечения стабильности рубля и снижения зависимости курса от цен на нефть.
Заявленные цели конечно благородные, но возникает вопрос, который задавался уже сотни раз. Зачем вообще выводить из бюджета в иностранную (!!!) валюту, а не использовать их для развития экономики страны, а потом жаловаться на низкий рост ВВП и поднимать налоги. То есть получается - правительство тратит огромные средства на закупку валюты, которая будет храниться неизвестно где, и в то же время ссылаясь на нехватку этих же самых денег повышает налоги и пенсионный возраст. Как это понимать, господа министры?