Найти в Дзене
Журнал Этажи

Как снять обременение с квартиры, если ипотека уже погашена

Оглавление
Наконец-то выплатили кредит, перекрестились и постарались забыть о годах ипотеки? Рано расслабляться – сначала надо завершить все «бумажные дела». Чтобы все прошло гладко и вовремя, рассказываем, что делать с обременением после выплаты кредита.

Что такое обременение

Когда вы приобретаете жилье в ипотеку, оно остается в залоге у банка, пока вы не вернете долг вместе с процентами и не снимете обременение. Это значит, что гарантию возврата кредита банку обеспечивает недвижимость, которую вы купили: если не сумеете расплатиться, банк через суд сможет пустить вашу квартиру или дом с торгов и из вырученной суммы забрать свои деньги. Чтобы вы не смогли продать, подарить, обменять или сделать что-то еще с залоговым жильем без ведома кредитора, на него накладывается обременение, о чем в Едином государственном реестре недвижимости делается запись — «Ипотека в силу закона».

Нередко случается так, что, выплатив кредитной организации все положенное по договору, собственник жилья забывает погасить запись об обременении в сведениях ЕГРН. В результате он не может продать или подарить квартиру, пока не получит согласие банка — даже несмотря на то, что долг уже погашен. Чтобы избежать таких проблем, нужно вовремя подать заявление о снятии «особой» пометки. 

Какие документы нужны

Вам нужно будет предоставить в Росреестр такие документы:

📄 Письмо банка, в котором будет сказано, что вы полностью исполнили свои обязательства по кредитному договору. К нему в придачу могут потребовать предоставить справку из банка. Если банк даст закладную с отметкой о погашении, эти документы не понадобятся.

📄 Совместное заявление от вас и от банка о снятии обременения или закладная с отметкой о погашении долга.

📄 Паспорта всех собственников жилья и личное присутствие всех, на кого оформлена квартира.

📄 Свидетельство о праве собственности или выписку из ЕГРН.

📄 Квитанцию об оплате госпошлины в размере 300 рублей, если пришлось взять бумажную выписку — она нужна только тем, кто ближайшее время собирается продавать квартиру. Для собственного же спокойствия достаточно будет электронного документа, который выдают бесплатно.

Кстати, когда будете брать в банке письмо и закладную, не забудьте еще взять справку о том, что вы ничего не должны. Если потеряете оригинал закладной, с такой справкой на руках будет намного легче получить дубликат.

Как происходит снятие обременения

Пошаговая процедура выглядит так:

1. Пишете заявление в банк с просьбой предоставить вам закладную с отметкой и письмо.

2. В назначенный срок получаете документы — он, в зависимости от банка, может варьироваться от 7 до 30 дней. Если вам нужно получить закладную и письмо быстрее, можно за отдельную плату договориться с банком об ускоренной выдаче.

3. Если у вас закладная с отметкой, можете идти в регорган самостоятельно. Если без отметки или вообще только справка — договоритесь с уполномоченным представителем банка о подаче заявления. Его можно подать совместно или в разное время.

4. К полученным в банке документам прикладываете те, что находятся у вас на руках и делаете все необходимые копии.

5. Оплачиваете госпошлину за выписку из ЕГРН, если вам нужен бумажный вариант.

6. Подаете совместное заявление, передаете пакет документов.

7. Получаете расписку о том, что документы приняты.

8. В указанную в расписке дату приходите и получаете свои документы, а также выписку из ЕГРН, подтверждающую, что обременения на вашем жилье больше нет.

Куда подавать документы

Сейчас есть несколько способов, выбирайте самый удобный для вас. Вы можете:

✔ обратиться в офисы Росреестра и кадастровой палаты;

✔ обратиться в многофункциональный центр;

✔ отправить документы почтой;

✔ подать в электронном виде через сайт госуслуг, если у вас закладная в электронном виде и есть электронно-цифровая подпись;

✔ за дополнительную плату можно заказать выездное обслуживание, тогда сотрудники Росреестра приедут к вам домой или в офис. И, конечно, вы можете поручить хождение по инстанциям кому-то другому, если нет времени самому бегать с документами. Но учтите, что в этом случае придется оформить нотариальную доверенность, иначе человек не сможет представлять ваши интересы.

Читайте больше интересных статей о недвижимости: Журнал Этажи

Подписывайтесь на наш канал!