Найти тему
Истории художников

Дедушка современного сюрреализма из эпохи Возрождения — Джузеппе Арчимбольдо

Оглавление

Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане в 1527 году в семье художника. С 1549 года Джузеппе изготавливал проекты витражей, в числе которых «Жизнь Святой Екатерины Александрийской» в Дуомо. В 1556 году он работал с Джузеппе Медой, изготавливая фрески для Кафедрального собора Монцы.

В 1562 году он стал придворным портретистом Фердинанда I при дворе Габсбургов в Вене, а затем Максимилиана II и его сына Рудольфа II при дворе в Праге. Он также был придворным декоратором и художником по костюмам.

За свою жизнь Джузеппе Арчимбольдо произвел множество произведений искусства религиозной тематики, но он стал известен своими портретами людей, состоящих из фруктов, овощей и других вещей.

Флора (1591)
Флора (1591)

Именно во время службы при венском дворе художник выработал стиль, который сделал его известным. Издалека портреты выглядят как обычные портреты людей, но вблизи оказывается, что они созданы из искусно окрашенных вещей. Картины Джузеппе настолько же портреты, насколько и натюрморты.

Пожалуй самая известная работа Арчимбольдо — портрет императора Священной Римской империи Рудольфа II (приемника Максимилиана II), который был так увлечён своим величием, что заказал портреты сразу нескольким известными художниками. Среди них был и Джузеппе, который изобразил его как Вертумнуса, римского бога жизни и растений: щёки изображены персиками, шея — луком, волосы — виноградом и зерном.

Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна (1590)
Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна (1590)

В честь императора Максимилиана II художник сделал серию портретов в профиль «Четыре сезона», в которых образ лица составлялся из цветущих растений, спелых тыкв, иссохших корней и зрелого зерна.

Король Август Саксонский, посетивший Вену в 1570 и 1573 годах, увидел работы Арчимбольдо и заказал копию его четырех времен года, которая включала бы в себя его собственные монархические символы.

Четыре сезона (Времена года)

Весна
Весна
Лето
Лето
Осень
Осень
Зима
Зима

Серия «Четыре элемента» представляет собой сюрреалистические портреты, составленные из животных и предметов роскоши. Воздух парит со стаей птиц, среди которых сова, петух, попугай и павлин. Вода содержит нитку жемчуга и коралловую корону, окруженную плавающей коллекцией рыб, акул, кальмаров, морских черепах и ракообразных. Земля состоит из млекопитающих, таких как слоны, олени, хищные кошки, кабан, кролик и овцы. Наконец, огонь переливается искрами, пламенем, свечами, лампами, сверкающим золотом и пушками.

Четыре элемента (Четыре стихии)

Воздух
Воздух
Огонь
Огонь
Земля
Земля
Вода
Вода

На протяжении десятилетий Арчимбольдо был хорошо известен и популярен в высшем свете. Однако после его смерти в 1593 году эти невероятные картины были в значительной степени забыты до 20 века.

Включение директором Музея современного искусства Альфредом Барром работ Джузеппе в выставку 1930-х годов «Фантастическое искусство, дадаизм, сюрреализм» вновь познакомило мир с работами забытого художника. Историки искусства назвали маньериста эпохи Возрождения Арчимбольдо дедушкой сюрреализма. Сальвадор Дали и другие сюрреалисты называли новаторские портреты художника основным источником вдохновения

Юрист
Юрист
Четыре сезона на одной голове
Четыре сезона на одной голове

Искусствоведы считают, что Арчимбольдо рисовал эти картины сперва как натюрморт, правой стороной вверх. Затем он поворачивал их, чтобы увидеть лица и соответствующим образом приспосабливался. Рентгеновские снимки полотен показывают, что это требовало некоторого смещения позиций и перекраски фруктов, чтобы все получилось правильно.

Его картины вывели шалость на новый уровень, перевернув все буквально с ног на голову. На первый картина выглядят как натюрморт, например, миска с овощами. Но задержите взгляд на бобовых, и вы увидите перевёрнутое лицо с чашей в качестве шляпы.

Корзина с фруктами и Корзина с овощами
Корзина с фруктами и Корзина с овощами

-15