Итальянский рынок акций падает, а доходность итальянских облигаций подскочила до 3.58% (самое высокое значение в ЕС после Греции). Это означает, что у правящих в Италии политиков-популистов крупная проблема — инвесторы не верят в итальянскую экономику:
Как мы писали на прошлой неделе, итальянское правительство, составленное из популистских партий, утроило целевой показатель дефицита бюджета на следующий год:
http://finfront.ru/2018/09/28/italian-populists-tripled-the-budget-deficit/
Рост расходов, нескомпенсированный ростом доходов, заставляет иностранных инвесторов сомневаться в способности Италии вовремя расплатиться с долгами, поэтому риски вложений в итальянские ценные бумаги оцениваются как высокие, а доходность облигаций растёт (иначе инвесторы просто не покупали бы их в необходимом для властей количестве).
Помимо долговой нагрузки и бюджетной разбалансированности, иностранцы продолжают опасаться выхода Италии из еврозоны — такое решение хотя и приведёт к глубокому кризису, но позволит в конечном счёте резко снизить долговую нагрузку за счёт печати собственной валюты вместо евро.
Чтобы успокоить инвесторов, вице-премьер и министр внутренних дел Маттео Сальвини в очередной раз заявил, что выход из еврозоны не является неизбежным и не произойдёт в ближайшее время. Также в правительстве заявили, что не стоит ожидать дефолта страны, несмотря на внешний долг в 2.3 триллиона евро.
Популисты по-прежнему хотят выполнить свои предвыборные обещания, то есть увеличить социальные расходы без повышения налогов, за счёт наращивания долгов и надежд на экономический рост.
Еврокомиссия с таким подходом не согласна, и весьма вероятно, что когда окончательный проект итальянского бюджета будет направлен в Брюссель, Евросоюз впервые в своей истории может попытаться принудить входящую в него страну изменить бюджетные планы.
Участники биржевого рынка в этой ситуации явно на стороне ЕС, и это является серьёзным фактором давления на Рим. Дальнейшая распродажа итальянских акций и низкий спрос на итальянские облигации вполне могут заставить популистов пересмотреть свою политику — во всяком случае, на это надеется Еврокомиссия.
ЕЦБ вообще может попробовать намеренно обвалить рынок итальянских облигаций, и в таком случае рынок акций обвалится ещё сильнее. Это, с одной стороны, может сделать Рим более сговорчивым, а с другой стороны — Рим может решить, что терять нечего и надо идти до конца.
Проблема в том, что если итальянская экономика уйдёт в кризис, то итальянское правительство и корпорации объявят дефолты по своим обязательствам. Это может спровоцировать цепную реакцию по всей еврозоне. В таком случае кризис обойдется ЕЦБ и Брюсселю слишком дорого.