«Вероятность сценария резкого подъёма и обвала нефтяных цен, подобно тому, что мы видели в 2008 году, повысилась», — заявили аналитики Bank of America Merrill Lynch (BofAML), одного из подразделений Банка Америки:
https://www.zerohedge.com/news/2018-09-25/cunningham-100-oil-distinct-possibility
Напомним, что уже в мае эксперты Bank of America предсказали возможный подъём цен на нефть до 100 долларов в 2019 году, на фоне негативной ситуации с Ираном и Венесуэлой:
http://finfront.ru/2018/05/11/oil-at-100-on-the-horizon/
По новому прогнозу BofAML, стоимость нефти Brent достигнет во втором квартале следующего года $95 за баррель (предыдущий прогноз на этот период составлял $90), с тенденцией к дальнейшему повышению. Таким образом, цифра в $100 за баррель становится всё более и более вероятной.
Наиболее очевидная причина роста це — всё тот же Иран, только теперь ситуация вокруг него стала гораздо определённее. Стало ясно, что американские сланцевики не могут в достаточной мере нарастить производство и заткнуть дыру на рынке, которая возникнет из-за американских санкций, запрещающих покупать иранскую нефть. По оценкам BofAML, с рынка выпадет около 1 миллиона баррелей в день только в связи с иранской ситуацией (ранее прогнозировались потери в 0.5 миллиона).
Вместе с тем, низкий уровень добычи по-прежнему сохраняется в Венесуэле, и продолжают расти риски дальнейшего снижения предложения нефти на мировом рынке.
Американские производители сланцевой нефти пользуются ростом цен и повышают добычу — в этом году ожидается подъём на 1.4 миллиона баррелей в день. Однако рост сланцевой добычи замедляется из-за инфраструктурных ограничений (в первую очередь, из-за нехватки мощностей нефтепроводов), и в следующем году можно ожидать повышения добычи в США лишь на 1 миллион баррелей.
С учётом того, что мировой спрос вырастет в 2018 году на 1.4 миллиона баррелей в день и продолжит расти в следующем году, всё американское повышение добычи уйдёт на удовлетворение этих дополнительных потребностей — причём даже на них, скорее всего, мощностей не хватит.
Получается, что выпадающую с рынка иранскую нефть США возместить не может, тогда как члены ОПЕК и Россия этого делать не хотят, а в остальных странах просто нет существенного резерва по увеличению добычи.
Есть ещё одна важная причина для роста цен. Международная морская организация (International Maritime Organization, IMO), которая регулирует международное торговое судоходство, ввела новые требования к уровню содержания серы в судовом топливе — он должен снизиться с 3.5% до 0.5%. Ради защиты экологии судовладельцам придётся перейти на дизель и другие виды топлива с низким содержанием серных соединений. Это должно произойти уже в 2020 году, а значит, в ближайшие полтора-два года мы увидим существенный рост спроса на лёгкую (с минимумом примесей) нефть.
Все эти факторы в совокупности могут привести к быстрому взлёту цен, и может повториться ситуация 2008 года, когда нефть за короткое время поднялась до $147 на пике в июле, а затем начался обвал — всего за полгода цена снизилась почти в 5 раз, до $32 в декабре.
Такое резкое падение было связано с началом глобальной рецессии, вызванной финансовым кризисом 2008 года. Однако одним из спусковых крючков этой рецессии, по все видимости, стали неподъёмные для развивающихся стран цены на нефть, которые привели к вынужденному сокращению спроса.
На этот раз, отмечают аналитики BofAML, может оказаться достаточно цены в $120 долларов, чтобы спровоцировать крупные проблемы для развивающихся стран и последующий коллапс спроса вместе с коллапсом цен. За прошедшее десятилетие уровень долговой нагрузки в развивающихся экономиках вырос, при этом их валюты дешевеют по отношению к доллару, который сейчас является очень сильным (дорогим), что, с учётом подъёма ставок ФРС, приводит к оттоку капитала в США. То есть, развивающиеся государства рискуют даже быстрее, чем в 2008 году, столкнуться с нехваткой средств, чтобы платить за дорогую нефть.
Но прежде, чем мы увидим, произойдёт ли предсказанный обвал, нефть должна для начала достичь заветной отметки в $100 за баррель. В конце концов, логично ожидать, что ОПЕК и Россия начнут активнее вмешиваться в ситуацию и постараются закрепить цену нефти на этом уровне, или даже более низком, чтобы избежать обвала (а также предотвратить чрезмерный подъём сланцевой добычи в США).
Впрочем, по сведениям The Wall Street Journal, саудовская нефтяная госкорпорация Saudi Aramco якобы сообщила клиентам, что в долгосрочной перспективе её мощностей по добыче лёгкой нефти не хватит, чтобы заместить всю выпадающую нефть Ирана. Официально Саудовская Аравия заявляет, что у неё эти мощности есть, причём даже на случай ухода с рынка вообще всей иранской нефти (2 миллионов баррелей).
Но в реальности саудиты могут дополнительно обеспечить лишь 1.5-2 миллиона баррелей в день, чего едва хватает прямо сейчас, а с учётом роста мирового спроса через пару лет этого заведомо не хватит, чтобы сбалансировать рынок.
Об относительно скором достижении планки в $100 говорит уже не только Bank of America и саудовцы, но и многие крупнейшие нефтетрейдеры, в том числе Mercuria Energy Group и Trafigura.
Трамп, разумеется, в любом случае будет обвинять ОПЕК и Россию в искусственном завышении нефтяных цен. Проблема в том, что традиционный трамповский метод решения проблем — введение санкций — не сработает, а только ухудшит ситуацию.
Если цены скакнут за $100, то американским потребителям будет очень неприятно, и для Трампа это станет очередной серьёзной политической проблемой.