Азиатско-Тихоокеанский регион еще в середине 1960-х стал, можно сказать, пионером в разработке и освоении такого механизма привлечения инвестиций, реэкспорта разнообразных финансовых услуг и свободной торговли, как специальные, особые экономические зоны и специальные административные районы (САР). Первая такая зона с максимальной экономико-правовой автономией, т.е. с функциями такого района, была создана вблизи Гаосюна (Тайвань) – крупного восточноазиатского порта еще в 1965 году.
Теми же функциями обладали и поныне обладают расположенные на юге Китая французский (до 1948 г.) Гуанчжоувань, британский (до 1997 г.) Гонконг и португальский (до 2000 г.) Макао наряду с британским (до 1963 г.) Сингапуром и западномалайзийским островом Пинанг. Те же районы, получив, разумеется, кроме Сингапура и Пинанга, статус особых/специальных административных районов КНР, поныне выполняют те же функции. Именно через эти южнокитайские «полюса», а также посредством созданных в 1980-х – начале 2000-х 15 приморских спецэкономических зон КНР получила свыше трети общего объема зарубежных инвестиций. В том числе около 30% производственных иностранных инвестиций.
Аналогичное направление государственной экономической политики анонсировано в России в канун и в ходе проведения Восточного экономического форума на острове Русский. В преддверии ВЭФ-2018 Владимир Путин подписал нормативно-правовой пакет о создании специальных САР на острове Русский в Приморском крае и на острове Октябрьский в Калининградской области. Эти документы регламентируют прежде всего правила создания и учреждения дву- и многосторонней международной компании, ее госрегистрации в САР и инвестиционной или торговой деятельности компании с таким статусом.
Предусмотрены также торгово-таможенные и налоговые льготы для таких компаний и их деятельности: эти льготы, как отмечалось на полях ВЭФ-2018, аналогичны или схожи с преференциями в вышеупомянутых зонах-районах, учрежденных в других дальневосточных странах. Прежде всего это длительное освобождение от налогов и внешнеторговых пошлин с возможностью пролонгации, минимальные ставки платы за землю, свободный перевод прибыли и ее конвертация в инвалюты, четкие правовые гарантии участвующим компаниям и т.п.
На полях и в ходе ВЭФ отмечалось также, что создание спецадминистративного района на острове Русский обусловлено, помимо всего прочего, и тем, что, во-первых, именно АТР, особенно восточноазиатские страны и территории сохраняют свою роль «барометра» общемировой экономики, экспорта-импорта товаров, инвестиций и логистических услуг. А во-вторых, тем, что российский Дальний Восток всё более привлекателен для экспортеров, финансовых и торговых компаний из других стран АТР.
Если же говорить в более широком контексте, то остров Русский, как подчеркнул В. Путин, станет также одним из центров НИОКР и их апробации в сегментах робототехники, беспилотного транспорта, биотехнологий и наноразработок, т.е. своего рода российской Силиконовой долиной. По сути, здесь намечено создание аналога Гонконга и Сингапура, где высокоразвитый офшорный и реэкспортный бизнес не только сосуществует с теми же отраслями, но и инвестиционно их подпитывает.
Что же касается экономико-правовых и ряда других особенностей САР на о-ве Русский, то глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин недавно разъяснил их. «В первую очередь нужно сделать это место привлекательным для регистрации компаний, которые сейчас зарегистрированы за рубежом (то есть включая и российские компании. – Ред.). Причем речь идет об абсолютной прозрачности для любых надзорных органов – Налоговой службы, ЦБ РФ, Росфинмониторинга. Прозрачность для нас – это очень важно, это важно и для иностранных инвесторов. САР будет соответствовать всем международным требованиям и в этой сфере».
В связи с чем финансово-экономический и юридический режимы должны быть аналогичными или по крайней мере «схожими с теми режимами, которые компании могут получить и получают в других юрисдикциях».
Министр пояснил также, что речь идет не только о льготах, стандартных для зон или районов такого рода. Тем более что с представлением этих льгот «в Приморье уже созданы территории опережающего развития и Свободный порт (ТОРы и Владивостокский порт. – Ред.), в рамках которых свои интересы во Владивостоке уже представляют 10 стран». При этом зарубежные банки, привлекаемые в приморский САР, «смогут тоже пользоваться льготами тех же ТОРов и Свободного порта». Поэтому «сейчас в приоритете – развитие крупного финансового центра и, соответственно, создание международного банка в краевом центре. В том числе посредством САР. Эту задачу поставил президент России».
М. Орешкин сакцентировал внимание и на том, что в САР предусмотрено «всё то, что связано с финансовым регулированием в районах такого рода: это специальный особый статус, а также, повторюсь, возможность создания международных компаний». Эта новая правовая форма, по словам министра, «может быть зарегистрирована как раз в специальных административных районах. Здесь же еще очень большой финансовый блок, связанный в том числе с упрощением уплаты налогов от источников, полученных в России; вопросы, связанные с валютным регулированием по операциям за пределами РФ».
Естественно, что в ходе разработки столь масштабного проекта Минэкономразвития РФ изучило режимы, применяемые в других странах. И в первую очередь, как подчеркнул министр, «в Сингапуре, Гонконге и Китае».
Но очевидно, что максимальная отдача/продуктивность такого проекта отнюдь не в последнюю очередь зависит от конкурентоспособности правовых, финансово-экономических и логистических условий, предоставляемых в российских САР. Ибо трудно предположить, что зарубежные компании, банки и предприятия будут «единовременно» уходить на российское направление из аналогичных по статусу районов в других дальневосточных странах. То есть из районов, давно доказавших и поныне доказывающих свою эффективность как для зарубежного бизнеса, так и для страны, где эти районы находятся.
Тем не менее интерес к российскому дальневосточному САР уже проявляется. Так, по данным президента Bank of China Гао Яна, «иностранные компании заинтересованы в работе этого САР.
Это даёт большие возможности иностранным инвесторам, планирующим развивать деятельность на Дальнем Востоке. И чтобы активнее привлекать финансовые институты и сделать часть города международным финансовым центром, здесь иностранным банкам необходимо создавать свои филиалы». Если конкретнее, «мы готовы внести свои предложения в этом вопросе. И, более того, мы уже начали работать с другими китайскими банками, информируя их о создании такой зоны во Владивостоке».
В этой связи резонно предположить, что САР на острове Русский может быть в какой-либо форме сопряжен с аналогичными районами в КНР или с тамошними спецэкономическими зонами.
Словом, российский Дальний Восток всё активнее встраивается в общерегиональную бизнес-систему АТР. Реальные позиции в ней зависят главным образом от конкурентоспособности условий этого встраивания.