Найти в Дзене
ЗЛОБНЫЙ ИСТОРИК

Как советский лётчик-ас А. Покрышкин сбил советский же бомбардировщик...

Александр Иванович Покрышкин – советский лётчик-ас Великой Отечественной войны, первый трижды Герой Советского Союза. Он был вторым по результативности (количеству сбитых самолётов противника) пилотом среди всех лётчиков-истребителей антигитлеровской коалиции Второй мировой войны.

Официально считается, что Покрышкин сбил 59 вражеских самолётов. Это так. Но здесь ключевое слово: вражеских. Мало кто знает, что самым первым самолётом, который сбил будущий маршал авиации и трижды Герой Советского Союза в первый же день войны, был... советский бомбардировщик Су-2. А дело было так...

Закончив в 1939 г. Качинскую военную авиашколу, Александр Иванович был распределён в 55-й истребительный авиаполк Одесского военного округа. Начало войны старший лейтенант Покрышкин встретил в Молдавии в должности заместителя командира эскадрильи. Утром 22 июня 1941 г. их аэродром бомбили, но он был хорошо замаскирован, поэтому потери были минимальными.

Покрышкин в 1940 г.
Покрышкин в 1940 г.

Вскоре эскадрилья Покрышкина получила задание: лететь в сторону румынской границы и перехватить там противника. Во время полёта они заметили бомбардировщики с незнакомыми силуэтами.

Александр Иванович (для него это был первый бой с реальным противником) принял их за немецкие и, не раздумывая, атаковал. Он сбил один бомбардировщик и уже собирался атаковать второй, но тут заметил на нём красные звёздочки – опознавательные знаки советских ВВС.

Сбитый им самолёт загорелся, но сумел приземлиться. Как выяснилось впоследствии, это был самолёт командира бомбардировочной эскадрильи капитана Гудзенко. Он отделался синяками, а вот второй член экипажа, штурман Семёнов, погиб...

-3

Будущий маршал авиации Иван Иванович Пстыго (а в то время простой лейтенант) как раз находился в составе той самой эскадрильи бомбардировщиков, которую атаковал Покрышкин. Вот его рассказ:

«Идём на задание, к нам пристраиваются два МиГ-3... Ну и хорошо, лететь с истребителями – надёжнее. Вдруг происходит невероятное – один из МиГов точными выстрелами сбивает командира нашей эскадрильи и набрасывается на мой самолёт. Покачиваю машину с крыла на крыло, показываю наши опознавательные знаки. Помогло, да поздно...»

Маршал авиации Иван Иванович Пстыго
Маршал авиации Иван Иванович Пстыго

Как же так получилось? Дело в том, что бомбардировщики Су-2 поступили на вооружение прямо перед самой войной, а ранее они были засекречены. Поэтому их внешний вид (а он отличался от других бомбардировщиков советских ВВС) был не знаком экипажам советских истребителей. Покрышкин, атаковавший против солнца, просто не сумел на камуфляжной раскраске самолёта вовремя рассмотреть красные звёздочки...

-5

Тот же маршал Пстыго отмечает:

«Да, очень уж мы засекретили свои самолеты. Летчики-истребители не знали нашего бомбардировщика, а мы не всегда знали силуэты своих истребителей. Вот и случилась беда... На второй или третий день войны над нами промчались "МиГи". Мы попрятались от них – не сразу поняли, что это наши самолеты. Вроде бы и полк их базировался не так далеко, а вот очертания нашего нового истребителя мы не знали. Впрочем и они имели приблизительно такое же представление о нашем Су-2. Не случайно первое время в боях так трудно давалось взаимодействие бомбардировщиков и истребителей».

Истребитель МиГ-3. На таком самолёте летал Покрышкин в начале войны .
Истребитель МиГ-3. На таком самолёте летал Покрышкин в начале войны .

Ну а чем же закончился этот трагический эпизод для самого Покрышкина? Ему повезло. В хаосе первых дней войны, когда люди гибли тысячами, он отделался серьёзным нагоняем от начальства. Тем не менее, в штабе авиадивизии распорядились увеличить размеры знаков различия бомбардировщиков и провести дополнительный инструктаж лётчиков по опознанию новейших советских самолётов.

-7

Понятно, что во времена СССР об этом эпизоде в биографии трижды Герой Советского Союза говорить было не принято. Маршал авиации Пстыго о том, что именно Покрышкин едва не сбил его в первый же день войны, узнал значительно позже, уже после её окончания. Он вспоминает:

«Спустя много лет, когда я учился в Академии Генерального штаба, рассказал об этом случае своим однокурсникам. В нашей группе учился трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин. Он попросил меня повторить рассказ. Пересказал снова.

Это был я, – смущённо и расстроенно заявил он.

Шутишь, Саша?

Да какое там „шутишь“! В начале войны я действительно сбил Су-2. Был со мной такой страшный случай, не знал самолёты Сухого, ведь они появились в частях перед самой войной, а вид у них совсем необычный – подумал, что фашист…»

...Но вернёмся к июню 1941 года. Уже через несколько дней после трагической ошибки Покрышкин одерживает свою первую настоящую воздушную победу: сбивает немецкий «Мессершмитт Bf.109». Но и сам допускает ошибку: вместо того, чтобы контролировать обстановку, он провожает взглядом сбитый самолёт в «последний путь». Он хотел убедиться, что тот действительно упал. В результате сбивают его самого, и с большим трудом на горящем самолёте Покрышкин дотягивает до своего аэродрома.

Через неделю, одержав ещё одну воздушную победу, Покрышкин был сбит «зениткой» на вражеской территории и четверо суток пробирался «домой»...

-8

В общем, «на войне – как на войне». Александр Иванович Покрышкин находился в действующей армии до последнего дня войны, совершив последний боевой вылет 30 апреля 1945 г.. Закончил он её трижды Героем Советского Союза, сбив 59 вражеских самолётов (второе место по результативности среди лётчиков антигитлеровской коалиции).

Но, по свидетельству его сына, до конца жизни (он скончался 13 ноября 1985 г.) помнил тот первый день Великой Отечественной и очень переживал за свою трагическую ошибку...

-9

Возможно, вам будет интересно:

"В СЧЁТ БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ" (Как советский лётчик-ас Иван Кожедуб во время Великой Отечественной с американцами воевал)

.....................................

-10

Все изображения по теме статьи взяты из: https://yandex.ru/images/