Оплата кредита подразумевает внесение платежей на протяжении определенного времени всеми доступными способами, которые практикуются в банке. Сейчас достаточно много дистанционных способов оплаты, однако, многие люди по-старинке атакуют кассы банков, стоят в очередях к операционистам для заполнения квитанции.
Всей волокиты можно избежать, изначально наладив удобный для себя способ, например, настроив регулярные платежи со своей карты в пользу оплаты кредита, или подключив интернет-банк, или освоив терминал самообслуживания.
Некоторым заемщикам бывает удобно приходить в отделение банка, потому что оно находится в соседнем доме или по пути на работу. При обслуживании в офисе стоит помнить, что любая операция проводится банком только после предварительной идентификации клиента, даже если он пришел делать очередной взнос по кредиту.
Часто возникают ситуации, когда клиент не желает (не хочет, забыл дома и пр.) предъявлять паспорт, потому «деньги вносятся, а не снимаются», или «я же постоянный клиент и каждый месяц сюда хожу, надо меня уже запомнить» и т.д. Учитывая поток клиентов и периодическую сменность сотрудников, даже постоянного клиента в банке помнят, а провести процедуру идентификации сотрудники обязаны.
Какие данные нужны для оплаты кредита?
У каждого банка свои уникальные номера договоров и требования к заполнению платежек по оплате кредита. Одни требуют указывать только номер счета, другие – номер договора, дату выдачи, ФИО заемщика. Чаще всего нужно знать только номер счета, куда вносятся деньги, а потом списываются в счет погашения. Это может быть обычный текущий счет или специальная карта для погашения.
Карта намного проще, поскольку ее можно пополнить в терминале или банкомате в любом удобном месте. В день списания ежемесячный платеж уйдет в счет погашения. Текущий счет работает аналогично карте, но только его чаще всего можно пополнять в отделении банка или через онлайн-кабинет переводом с той же карты.
Удобным вариантом будет, если настроить платежи списанием со своей зарплатной карты через пару дней после поступления зарплаты. Например, зарплата пришла 5 числа, а платеж списался 7ого. В случае задержки зарплаты есть несколько дней запаса. Этот вариант будет удобен тем, у кого кредит и карта одного банка. Если это разные банки, то за межбанковский перевод будет взыматься комиссия, что невыгодно.
Для оплаты кредита, например, в Сбербанке или Бинбанке, достаточно знать номер своего счета. Его можно выписать на небольшой листок и носить при себе. Ходить с кредитным договором не совсем удобно, т.к. он достаточно объемный и есть риск его потерять.
При оплате кредита в офисе банке сотрудники вправе потребовать наличие паспорта. При его отсутствии в обслуживании будет отказано, даже если человек пришел исполнять свое обязательство по кредиту. При неоплате вовремя банк вправе начисляться пени и штрафы, а также занести случай неоплаты в кредитную историю, что изрядно ее подпортит.
Обязателен ли паспорт при оплате кредита в офисе банка?
Законодательство и нормативные внутренние положения банка заставляют работников идентифицировать всех клиентов, которые проводят различные операции. Если ссылаются на ФЗ № 115, то идентификация обязательно при осуществлении операции свыше 15 т.р. (или эквивалент в валюте).
И это должно проводиться в случае, когда у работника возникает сомнение в легальности проводимой операции. Интересно получается, что если кредитный взнос составляет свыше 15 т.р., то каждый раз работники должны идентифицировать клиента.
Только почему-то забывается, что идентификация должна проводиться в том случае, если есть подозрения, что это идет отмывание денег, полученных преступным путем. Вряд ли очередной взнос по кредиту можно приравнять к отмыванию денег, однако, многие сотрудники ссылаются именно на этот закон.
Если же платеж менее 15 т.р., то по 115-ФЗ идентифицировать клиента не нужно, но сотрудники вновь требуют предоставить паспорт. Зачем это – начинают возмущаться заемщики. А вот здесь вступает в силу внутренние правила обслуживания. Выше было указано, что для списания платежа, деньги вносятся на выделенный текущий счет 40817810(). В банке есть правила операция по текущим счетам и вкладам. Согласно им, лицо, совершающее денежную операцию в свою пользу или в пользу третьего лица, должно предъявить паспорт или иной документом, удостоверяющий личность. И снова с этим не поспоришь. Таким образом, требование банка предъявить паспорт для погашения долга по кредиту с любой стороны окажутся законными.
Можно ли оплачивать кредит без паспорта?
Можно. Но делать это надо через удаленные каналы или устройства самообслуживания. Они достаточно простые и нужно только пару раз попробовать и провести платежи. Удаленные каналы удобны, поскольку воспользоваться ими можно в любое время и в любом месте, например, пока едешь с работы или на работу. Не нужно стоять в очередях в банке и ждать своей очереди в кассу.
Рассмотрим вариант оплаты через банкомат и интернет-банк Сбербанка. В остальных банках принцип оплаты одинаков.
Оплата кредита через интернет-банк.
- Зайти в свой личный кабинет.
- Найти кредит и выбрать опцию «Погашение».
- Далее выбирается способ оплаты или списания платежа, например с карты.
- После нажатия кнопки «ОК» платеж будет списан на кредитный счет, откуда и спишется в счет погашения в нужную дату..
Оплата кредита в терминале.
- Находим терминал с функцией приема денег.
- Выбираем в меню пункт «Погашение кредита».
- Вводим номер счета. Иногда требуется внести ФИО и паспортные данные (серию и номер).
- Система идентифицирует заемщика. Если какие-то данные, например, номер счета, был введен с ошибками, то система выдаст ошибку.
- Как только проверка подтвердилась нужно указать вносимую сумму и встать купюры в приемник.
- После пересчета нужно подтвердить операцию и получить чек.
Таким образом, не обязательно тратить свое время на посещение офиса, чтобы оплатить по кредиту. При оформлении лучше узнать обо всех способах оплаты и выбрать самый удобный для себя. Перед платежом можно протестировать способ, например, попробовать перевести символическую сумму и проследить, поступила ли она на нужный счет. Как только проверка пройдет успешно, можно спокойно вносить платежи и беспокоится, что они не дойдут.
Периодически стоит проверять состояние своего кредитного счета на актуальность остатка долга, наличия пеней. Иногда случаются сбои в программах и платежи могут списаться или зачислится не вовремя. За это банк начисляет штраф. Оспорить такой штраф можно, написав претензию. Обычно она решается в пользу клиента.