Найти тему
sevprostor

Плати 20 000 и права в кармане

Ну что же, не без удовольствия хочу написать о получении прав на управление маломерным судном, а так же разрушить один устойчивым миф о том, что с моторными правами нельзя ходить на парусно-моторном судне. Да-да, теперь, впервые за долгие годы, на воде я смогу не бояться любого катера с синими и оранжевыми полосками на бортах. Я сдал экзамены, и это оказалось совсем не сложно.

Давайте, в начале я скажу о самом главном. Вокруг вопроса о возможности управления парусно-моторным судном с мотолодочными правами вечно ведутся ожесточенные споры. Поэтому, после сдачи экзаменов я прямо так и спросил об этом одного из инспекторов, присутствовавших на аттестации.

На это он мне ответил, что управление парусно-моторной яхтой, идущей под мотором, судоводителем с обычными маломерными правами без парусной категории — не противоречит ни требованию руководящих документов, ни здравому смыслу. Поэтому в этом нет никакой проблемы.

ГИМС на Варзуге
ГИМС на Варзуге

Однако, по его словам, многое зависит от конкретного должностного лица, осуществляющего проверку, и если вы нарветесь на какого-нибудь особенно упертого инспектора, то он может и изрядно прокомпостировать вам мозг. Но все равно — применить к вам какие-либо реальные санкции будет очень проблематично. Разумеется, в том случае, если вы идете без парусов. Но вряд-ли кому-то понадобится ходить под парусами по рекам или судоходным каналам, где больше всего шансов встретить инспектора. Так что, уважаемые спорщики! Расслабьте булки! ГИМС не возражает. На этой оптимистичной ноте можно перейти к рассказу об обучении и экзаменах.

Стало быть, примерно неделю назад я решил-таки получить эти несчастные права. Самый простой способ — оплатить обучение какой-учебной организации, и потом пойти на экзамены в составе организованной группы. Мне подвернулся под руку «Учебный центр ВОСВОД», в котором за так называемое обучение по программе «судоводитель маломерного судна» просили всего 13 000 рублей. Потом, правда, оказалось что к этим тринадцати надо добавить еще 5 500 за предоставление судна на аттестацию, 1500 за медсправку и 1300 за госпошлину. Но деньги какие-то на тот момент имелись, поэтому на права я отдал в общей сложности 20 300 рублей, не проронив даже ни единой слезы.

Само «обучение» заключается в том, что после частичной оплаты услуг вам дают пароль для доступа к экзаменационным билетам на сайте организации, и вы там занимаетесь тупым обезьяньим заучиванием ответов на вопросы. Впрочем, лично я, например, благодаря этому, наконец, научился отличать правую сторону судового хода от левой. Хе-хе, да! Раньше я этими вопросами в принципе не задавался: с одной стороны красные, с другой зеленые или белые.

После пары вечеров зубрежки мне было предложено прийти на «школьный экзамен», где я доплатил оставшиеся деньги и потыкал мышкой в ответы на том же самом сайте. «Что там? 9 из 10? Отлично, приходи 20 сентября на настоящий экзамен и не забудь справку!».

К слову, выдача медсправок сейчас, слава богу, стала еще большей профанацией, чем раньше. Уже не нужно идти на районную дурку и нарколожку, так как теперь все делается не выходя из выбранного вами медцентра. У меня, так вообще, окулист-кардиолог-психиатр оказался одной лишь скучающей тетенькой. На ее вопрос об употреблении мной алкоголя, я сказал, - «Гы-гы, нет». Она спросила, - почему «гы-гы»?. А я ответил, что если бы все отвечали на вопросы искренне, то медучреждениям не хватило бы смирительных рубашек и галоперидола для новых клиентов. Ну, в общем не суть. 20 сентября рано утром, я отправился в гатчинское отделение ГИМС.

Не знаю, почему аттестация от ВОСВОДа проводится именно в Гатчине. Видимо, таковы договоренности. Я приехал одним из первых, но ближе к экзамену народу собралось порядочно. Сперва должен был проводиться тест по этим самым заученным билетам. Все почти так же, как и на автомобильных экзаменах. В Гатчине, правда, живет дух старой школы, и поэтому там вам дают бумажные билеты, и ответы там пишутся ручкой в таблице. На все вместе с оформлениями и подписаниями разных бумажек уходит минут 10-15. Радушные и веселые инспектора с шутками-прибаутками инструктируют экзаменуемых о том, что шпаргалками тут пользоваться нельзя, что все нужно заполнять одной и той же ручкой, так как всюду теперь сплошное видеонаблюдение и строгий контроль за соблюдением необходимых процедур.

После того, как ты правильно ответил на все вопросы и получил зачет, тебя отправляют на полигон, который находится неподалеку от Гатчины в деревне Черново. Люди кооперируются, и те, кто без машин, вписываются к кому-нибудь попутчиками. Еще немного катаний, и вот вы на берегу маленького заросшего озерца. На воде уже стоит надувная лодка, тут же рядом имеется и гидроцикл на прицепе.

Далее очередной инструктаж, потом простенькие вопросы касательно знаков — шаров и конусов с флажками. Не пугайтесь, сам инспектор вам все подскажет. После этого мы дружно пошли к месту посадки в РИБ, на котором в тот момент уже каталась группа аттестуемых: они как раз завершали свою поездку и направлялись к берегу. Вот и наша очередь.

Тут все уже по серьезному! Запросто можно и завалить практический экзамен, допустив какую-нибудь досадную оплошность. Именно такую оплошность и допустил я, но, вроде-как, меня простили. Значит, в лодку, кроме инспектора, садятся еще трое. Нужно не забыть одеть передаваемый вам спасжилет и застегнуть его на все застежки. Это я сделать догадался. Но получилось так, что я уселся ближе всех к мотору, и потому мне было предложено показать свою судоводительскую удаль первым. Ну что? Отходим от берега на реверсе, разворачиваемся и едем на холостом худу туда, куда показали пальцем. Тем временем, инспектор рассказывает печальные и поучительные истории о несоблюдении Правил и пользе спасжилетов: «Вот лично я, если поймаю вас с семьей, и на ребенке не будет спасжилета, то сперва просто оштрафую, а на второй раз — просто лишу вас прав. У нас единая база с ГИБДД, и потому вы лишитесь сразу всех ваших прав на управление всеми вашими вертолетами, снегоходами, космическими ракетами и автомобилями. Одевайте спасжилеты! Я даже за пьянку предпочту вас просто оштрафовать, но вот спасжилеты… Кстати! Тебе незачет. Меняйтесь! Сядь на банку, и подумай, какой грубое нарушение ты совершил»

Меня, конечно, такая новость поразила в самое сердце и я очень расстроился. Товарищи тут же подсказали мне, что я не пристегнул к руке шнур аварийной остановки двигателя. Вот так вот легко — бац, и «приходите в следующий раз». Но что делать? Пришлось выслушать очередную серию историй об утоплениях при падении за борт с уезжающей вдаль мотолодки. Эх, чертова привычка! Но кому это интересно, что я всегда ходил на парусно-моторных лодках, где шнур аварийной остановки не просто невозможно пристегнуть к руке, но где еще и к румпелю мотора надо идти пешком из кокпита на палубу.

Впрочем, когда мы уже подходили к берегу, и я готовился понуро выпрыгивать на него со швартовом в руках, инспектор как раз закончил рассказ об очередном утопленнике на оптимистичной ноте. «Однако, сегодня у меня хорошее настроение. Пожалуй, я прощу тебе шнур. Но помни о нем!»

В общем, вот так происходит получение прав ГИМС на маломерное судно для плаванья по ВВП и МП. По деньгам я уже писал, а по времени можно уложиться дней в 10. Кстати, я еще задавал инспекторам вопрос о возможности сдачи экзаменов экстерном. На это мне сказали, что, конечно, такая возможность имеется. Но в самих инспекциях есть ограничение на численность групп аттестуемых в 30 человек. А при том, что курсанты всяких школ всегда аттестуются приоритетно, экстерн может ждать своей очереди очень и очень долго. Разумеется, это будет значительно дешевле, но главный вопрос в том, не растянется ли это дело на полгода.

ГИМС на Печоре
ГИМС на Печоре

Вот такая вот история.