Найти тему

В. КУЗНЕЦОВА: «Китай – одна из стран, финансовые условия в которой вызывают у экспертов опасения жесткой просадки»

Такое заявление сделала в интервью NBJ канди­дат исторических наук, доцент МГУ имени М.В. Ломоносова Валентина Кузнецова.

NBJ: Есть такое понятие, как индикаторы раннего оповещения о кризисе (ИРО). О чем, по вашему мнению, говорят они сейчас?

В. КУЗНЕЦОВА: ИРО указывают на уязвимости, исходящие от чрезмерного финансового левериджа, прежде всего в корпоративном и секторе домашних хозяйств, от снижения стандартов андеррайтинга при кредитовании и эмиссионных размещениях, а также от все более выраженного поиска доходности инвесторами от операций с корпоративным и суверенным долгом.

NBJ: Bank of America Merrill Lynch говорит именно о странах с развивающимися рынками как о «родине» нового возможного кризиса. Какие из этих стран, по вашему мнению, находятся в группе риска и почему?

В. КУЗНЕЦОВА: Китай – одна из стран, финансовые условия в которой вызывают у экспертов опасения жесткой просадки. В настоящее время в КНР создана вторая в мире по масштабам финансовая система, именно в Китае зарегистрированы четыре из пяти крупнейших мировых банков, функционирует второй в мире по объему рынок акций и третий по объему рынок облигаций. После глобального финансового кризиса экономический рост в китайской экономике поддерживался все большей кредитной экспансией: в 2009-2016 годах средние годовые темпы наращивания кредита превышали 20%.

В настоящее время доля внутреннего кредита в ВВП превышает 235%, но при этом банковский кредит составляет только около 60% совокупного внутреннего финансирования экономики, остальное приходится на небанковских финансовых посредников. В Китае темпы роста теневого банкинга и финтех-кредита после 2010 года были самыми высокими в мире, в результате по объемам китайская теневая банковская система стала второй в мире. Процесс экспансии теневого банкинга стимулируется лицензированными банками, пытающимися обойти регуляторное бремя, например, провизии по неработающим кредитам или лимиты по обществам с ограниченной ответственностью, через переклассификацию имеющихся банковских активов в доходы от инвестиций. Жесткие растущие связи внутри финансового сектора увеличивают возможности передачи финансовых шоков между сберегателями, банками и рынком облигаций.

Базовый ИРО, рекомендованный Базельским комитетом как индикатор возможного системного кризиса, − кредитный разрыв (отклонение удельного веса кредита нефинансовому сектору в ВВП от долгосрочного тренда) в 10%. В настоящее время он в Китае составляет более 25%. При этом, хотя формально крупнейшие китайские банки представляются достаточно капитализированными и ликвидными, прибыльность банковского сектора снижается, равно как и рентабельность активов.

Если вам понравилась статья - подписывайтесь на канал Национального Банковского Журнала ставьте лайк и делитесь информацией в соцсетях с друзьями.