По мере того, как разрастается современный рынок финансовых услуг, увеличивается и число судебных споров, связанных с ними.
Многие страховые компании и банки, стремясь выжить в сложных экономических условиях, нередко прибегают к достаточно агрессивной политике, стремясь заполучить как можно больше клиентов.
Но нередко это приводит лишь к увеличению судебных разбирательств с теми самыми клиентами.
Конечно, страховые компании и банки без труда могут обеспечить защиту своих интересов в суде за счет штатных юристов-профессионалов.
А вот гражданам, которые выступают на другой стороне спора, в этом плане приходится намного сложнее: нужно обращаться к адвокатам, платить деньги и ждать окончания судебной процедуры – при том, что никто не может гарантировать стопроцентного успеха.
Облегчить гражданам оперативную защиту своих прав в отношениях со страховыми компаниями и банками призван Закон «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», который вступил в силу с 3 сентября.
На первый взгляд, название ничего интересного не предвещает: ну, ввели очередную должность омбудсмена федерального уровня – и что с того? Но самое важное кроется в его полномочиях:
- финансовый уполномоченный рассматривает жалобы граждан – потребителей финансовых услуг на действия финансовых организаций, если общий размер требований не превышает 500 тысяч рублей и при этом не истек 3-летний срок исковой давности.
Жалобы на действия страховых компаний по вопросам выплат в рамках ОСАГО рассматриваются независимо от суммы требований.
Если финансовый уполномоченный по итогам рассмотрения обращения придет к выводу, что жалоба гражданина является обоснованной, он удовлетворяет требования.
Решение является обязательным для финансовой организации: в случае его неисполнения гражданину выдается специальное удостоверение, которое имеет силу исполнительного документа.
С ним он может обратиться к судебным приставам для принудительного взыскания присужденной в его пользу суммы.
Конечно, решение можно обжаловать: оно вступает в силу только по истечении 10 рабочих дней с того дня, как будет подписано уполномоченным.
За это время сторона, не согласная с решением, может его обжаловать в судебном порядке.
При этом сам потребитель, в случае отказа, не лишается возможности обратиться с тем же требованием в суд (но не позднее, чем через 30 дней со дня вступления его в законную силу).
Процедура обращения к уполномоченному намного проще, нежели общий порядок судебного обжалования:
- сначала нужно подать письменную претензию финансовой организации с изложением сути своих требований,
- в случае отказа добровольно исполнить требования потребителя или отсутствия ответа на претензию по истечении 30 дней (для электронных претензий – 15 дней) потребитель может обращаться к финансовому уполномоченному.
Важное условие: полномочия его распространяются только на те организации, которые включены в специальный реестр Центробанка,
- обратиться к уполномоченному можно либо через официальный сайт, либо официальный портал государственный услуг, либо в стандартной письменной форме.
Нужно учитывать, что уполномоченный не рассматривает требования, где заявлена компенсация морального вреда, взыскание упущенной выгоды, либо спор вытекает из налоговых, административных, трудовых или семейных отношений,
- в течение 15-ти рабочих дней уполномоченный должен рассмотреть обращение потребителя и вынести по нему решение.
Учитывая, что обращение к уполномоченному не требует уплаты государственной пошлины и рассматривается намного быстрее, чем в судебном порядке, перспективы выглядят вполне оптимистично.
Пока финансовые организации могут взаимодействовать с уполномоченным на добровольной основе.
С июня 2019 года это станет обязанностью для страховых компаний, которые работают по договорам ОСАГО и КАСКО, с ноября 2019 года – для всех страховых компаний (за исключением системы ОМС), с января 2020 года – для микрофинансовых организаций, а с 2021 года – для всех кредитных организаций.