В первом полугодии наблюдалось падение морской перевалки нефтяных грузов, в то время как удобрения и уголь вывели грузооборот в положительный. Однако в летний период тренд стал противоположным, и скорее всего, положение дел сохранится в таком виде до конца года. Общий объем перевалки грузов в российских портах с января по июль составил 141,3 млн т., к концу лета в структуре грузооборота балтийских грузовых терминалов произошли значительные перемены.
После роста объемов перевалки угля и кокса в первой половине года показатели по данному виду груза стали снижаться. Только «Ростерминалуголь» (Усть–Луга) потерял около 2 млн т — по состоянию на 1 сентября терминал обработал 14 млн т против 16 млн т за 8 месяцев 2017 года.
Причиной этого могли стать начавшиеся в июле работы по модернизации оборудования. Ожидается, что ввод в эксплуатацию нового вагоноопрокидывателя в конце 2018 года увеличит эффективность работы порта, однако до этого момента объемы перевалки будут меньше прошлогодних в среднем на 12%.
Пока грузы с «Ростерминалугля» ищут для себя другие гавани. По данным ФГБУ «Администрация морских портов Балтийского моря», в июле на 56 тыс. т выросла перевалка угля в Высоцке, а 35,1 тыс. т было обработано в Петербурге, притом что в прошлом году уголь здесь не перегружали. На фоне спада в Усть–Луге ощутимо выросла перевалка угля в Риге — на 900 тыс. т за 8 месяцев.
Статистика также показывает сокращение перевалки удобрений, притом что в первом полугодии цифры были стабильны. Тенденция наблюдается и в петербургском порту, и в Усть–Луге — минус 184,1 тыс. т и 53 тыс. т соответственно.
Основные грузовладельцы, отправляющие свою продукцию на экспорт через порты Северо–Запада, «Уралкалий» (владеет Балтийским балкерным терминалом) и "Фосагро" (управляет терминалом в Усть–Луге), изменения в динамике не объяснили. Эксперты считают основной причиной изменение логистики.
По перевалке контейнеров темпы роста снизились (см. график), но такой способ грузоперевозок по–прежнему является наиболее перспективным для портов Северо–Запада. Сейчас контейнеры в основном обрабатываются в Петербурге, надежды на Усть–Лугу пока не оправдываются. Увеличились показатели перевалки генеральных грузов, в частности черных и цветных металлов.
Хороший рост показывает перевалка лесных грузов. Причина этого — высокий спрос на иностранных рынках. Однако в концу года темпы роста могут сократиться, считает генеральный директор ООО «Мется Свирь» Вячеслав Канатов. При этом возрастет спрос на биотопливо. К осени потребность в нем всегда растет. Даже летом, вне сезона, потребность остаётся достаточно высокой. Впереди ожидается прирост этого сегмента.
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и заходите на наш сайт, чтобы узнать больше о мире логистики!