Это стандартный вопрос, который задают биологам-эволюционистам, часто с издёвкой. Большинство учёных уверено, что предком рода человеческого был австралопитек, чьи останки во множестве находят в Африке, начиная с 1924 года.
Австралопитеки, как считается, жили в Африке (и только там) с 5,5 млн. до 900 тыс.л.н. Для удобства в нём выделяют три рода. Начиная примерно с 2,5 млн. лет назад появляются парантропы (Paranthropus), иначе называемые массивными австралопитеками. Для них характерен мощный жевательный аппарат – крупные челюсти, затылочный гребень. Считается, что они пошли по пути пищевой специализации и вымерли около 1 млн. лет назад, не оставив потомков. Ранние австралопитеки выделяются в род ардипитеков (Ardipithecus). Все прочие относятся к роду Australopithecus. Поздних австралопитеков из этого рода часто называют грацильными австралопитеками, в противоположность массивным. От одного из представителей этого рода около 2 млн. лет назад произошли первые люди – Homo habilis (человек умелый). Впрочем, грань между хабилисами и австралопитеками настолько тонка, что некоторые учёные причисляют хабилисов тоже к роду австралопитеков.
А каковы корни самих австралопитеков? В последнее время к ним причисляют ещё две находки, на основании которых описаны два новых рода – относительно более молодой (6,2-5,6 млн.л.н.) Orrorin и более древний (7-6 млн.л.н.) Sahelanthropus. Насчёт ещё более древних корней ясности меньше. Так, искомый гипотетический общий предок человека и шимпанзе, предсказываемый генетиками, пока не найден.
Здесь упомяну о кандидатах на роль общих предков понгид и гоминид, рассматривавшихся наукой в последнее время. Так, довольно долго предками тех же австралопитеков считали рамапитеков, останки которых находили в Индии, и близких к ним кениапитеков из Африки. Жили они в пределах 14-8 млн.л.н. Однако родственные связи кениапитека остаются недоказанными. Что касается рамапитеков, то теперь большинство учёных склонно считать их женскими особями сивапитеков. Сивапитеки рассматриваются в качестве возможных предков орангутангов, хотя на эту роль есть и другие претенденты. Во всяком случае, считается, что сивапитеки отделились от той эволюционной ветви, что вела к человеку, горилле и шимпанзе. В последнее время учёные склонны расценивать в качестве одного из наиболее близких к общему предку этих трёх родов – накалипитека из Кении, обитавшего там около 10 млн.л.н. Рассматриваются также и другие «кандидатуры», причём, что характерно, многие из них обитали в Европе[1].
А теперь о том, что вызывает обоснованные сомнения. О сахельантропе пишут, что
«конфигурация основания черепа … может косвенно свидетельствовать о двуногой локомоции»[2].
А про оррорина:
«В целом, признаки бедренных костей из Туген-Хиллс достаточно явно указывают на двуногий способ передвижения их обладателей. По мнению некоторых исследователей, они даже более гоминидны, чем бедренные кости грацильных австралопитеков»[3]
В то же время насчёт ардипитека, жившего примерно 4,4-3,9 млн.л.н., то есть на 2-3 млн. лет позднее, сохраняются сомнения по поводу его двуногого способа передвижения:
«Фрагменты плечевой, локтевой и лучевой костей … очень мощные, сильные, массивные, обнаруживают смесь обезьяньих и гоминидных признаков. Возможно, передние конечности использовались для хождения по земле»[4].
Что же это получается? Наши дальние предки, жившие 7-6 млн.л.н., были более продвинутыми в плане хождения на двух ногах, чем более близкие к нам, жившие 4 млн.л.н.? Может быть, кто-то из них не является нашим предком? Или определения возраста самых древних находок будут потом пересмотрены, и мы опять окажемся перед проблемой поиска предков австралопитеков?
Вероятно и то, и другое. Про определение возраста кажется весьма вероятным насчёт сахельантропа и ардипитека, чьи черепа очень схожи (хотя в реконструкциях черепов всегда присутствует субъективный фактор). Но и нет ничего невозможного в том, что способность к прямохождению несколько раз возникала у родственников дальних предков человека, но эти родственники потом вымирали.
Характерен в этом плане пример с обезьяной ореопитеком, обитавшей в Италии и Сардинии 7,5±1,5 млн.л.н. Ореопитеки, по мнению большинства исследователей, передвигались на двух ногах (хотя и тут имеются разные трактовки)[5]. Считается, что они вымерли, не оставив потомков.
Явления параллельной эволюции хорошо известны в науке. Нет ничего удивительного, что задолго до человека некоторые вид обезьян передвигались на двух ногах. Но из этого следует, например, и то, что нет и не может быть бесспорных доказательств тому, что и вышеупомянутый ардипитек является нашим дальним предком (как, впрочем, и любой из австралопитеков). Он по общему согласию считается таковым лишь потому, что лучшего кандидата на роль «недостающего звена» пока нет. И это же в принципе может касаться любого ископаемого гоминида, ныне рассматриваемого в подобной роли!
Теперь нужно сказать необходимый минимум насчёт факторов видообразования у гоминид. Дивергенция вида столь крупных животных по биотопам, но в рамках одного географического ареала, вряд ли может привести к его разделению на два (и более) обособленных вида. Если мы видим из палеонтологических находок, что в одной местности два поздних вида происходят от одного более раннего, то логичнее предположить, что вначале имело место широкое расселение раннего вида, изоляция какой-то его части от остального массива, образование в этой части нового вида. В последующем происходила обратная миграция представителей нового вида на прародину предков. И мы пока просто не нашли представителей этого нового вида там, где он сформировался. Хотя такая конструкция предстаёт спекулятивной, но не в большей степени, чем постулирование происхождения вида там, где мы его обнаруживаем сейчас.
Это теоретическое положение подтверждается тем фактом, что в настоящее время близкородственные виды понгид не живут в одном и том же ареале. Равнинные гориллы и горные гориллы занимают два обособленных ареала, между которыми большой разрыв. Эти виды, имевшие общего предка, сформировались в изоляции друг от друга. Граница между ареалами обыкновенного шимпанзе и бонобо проходит по многоводной реке Конго. Правда, не совсем понятно, каким образом предки этих животных оказались на разных берегах этой реки. Вероятнее всего, когда-то они занимали более обширный ареал, и обмен генами происходил в области истоков рек бассейна Конго, но с течением времени этот ареал, как и у горилл, сократился, и взаимная изоляция тоже привела к образованию двух разных видов.
А ведь, похоже, что представление о том, что австралопитеки не выходили за пределы Африки, давно опровергнуто находками, только сторонники привычных схем не желают этого признавать! В литературе есть указания на обнаружение останков австралопитеков, живших 2 млн.л.н. на юге Китая[6] и 3,5-5 млн.л.н. в Сицилии[7]! Насколько можно понять, они отвергаются, главным образом, на том «основании», что австралопитеки должны были жить только в Африке, и точка!
Продолжение следует
Примечания
[1] Вероятные предки гиббонов, понгид и гоминид. // Портал «Антропогенез.ру». URL: http://antropogenez.ru/zveno-single/52/ Дата обращения: 15 октября 2016.
[2] С.В. Дробышевский. Предшественники. Предки? – Ч. I. Австралопитеки. Ч. II. Ранние «Homo». – Изд. 3-е. – М.: URSS, 2012. – С. 20.
[3] Там же. – С. 24.
[4] Там же. – С. 31.
[5] С.В. Дробышевский. Ореопитек в руках учёных, или Учёные в лапах ореопитека. // Портал «Антропогенез.ру». URL: http://antropogenez.ru/article/409/ Дата обращения: 15 октября 2016.
[6] С.В. Дробышевский. Предшественники. Предки? – Ч. I. Австралопитеки. Ч. II. Ранние «Homo». – Изд. 3-е. – М.: URSS, 2012. – С. 156-157.
[7] Там же. – С. 15-16.