Правильно выстроенный диалог с контрагентом поможет сэкономить деньги, силы и время. Поэтому будет нелишним иметь под рукой несколько образцов писем.
Письмо о порядке расчетов по договору
На практике если в платежках возникают ошибки, то обычно в расчетах по разным договорам. Однако путаница может возникнуть и в расчетах по одному договору. Чаще всего так происходит, если между продавцом и покупателем заключен рамочный договор. По таким договорам товары могут оплачиваться периодически на основании отдельных заявок или соглашений. И покупатель может забыть указать в платежке, какую именно поставку он оплачивает, или перепутать накладные. Все это грозит вылиться в спор о том, что же подтверждает платежка: перечисление авансового платежа в счет будущей поставки или оплату уже поставленного товара.
Чтобы избежать подобных споров, в договоре нужно прописать порядок зачета платежей при наличии неясностей в платежках. Если договор такого условия не содержит, напишите контрагенту письмо с разъяснением порядка, по которому будете засчитывать платежи. Письменный ответ контрагента с согласием будет означать, что вы согласовали порядок зачета.
Соглашение о зачете взаимных требований
Соглашение о зачете пригодится, когда у вас с контрагентом есть взаимные долги. Для того чтобы иметь возможность провести зачет, нужно, чтобы соблюдались определенные условия:
•встречные требования должны быть однородными. Например, стороны должны друг другу деньги. У одной есть долг за оказанные ей услуги, а у второй — долг по займу;
•срок исполнения каждого из требований к моменту зачета должен наступить;
•зачет не должен противоречить требованиям закона или договора. Например, нельзя зачесть требование, по которому истек срок исковой давности.
Для зачета достаточно заявления одной стороны. С момента получения другой стороной заявления зачет считается состоявшимся.
Но факт получения такого заявления нужно подтвердить документально (например, уведомлением о вручении, распиской) п. 4 Информационного письма Президиума ВАС от 29.12.2001 № 65. Поэтому, чтобы избежать возможных споров, лучше оформить двустороннее соглашение о проведении зачета.
Просьба перевести деньги на счет другой компании
Случается, что организация в силу каких-либо обстоятельств не в состоянии сама заплатить по договору. Например, когда счет заблокирован по решению ИФНС или на нем просто-напросто нет денег. В этой ситуации можно попросить вашего должника заплатить за вас. Такая операция закону не противоречит. И кредитор обязан принять платеж.
Гражданский кодекс не регламентирует, какими документами следует оформлять оплату долга третьим лицом. Обычно компания-должник (назовем ее условно компанией А) направляет третьему лицу (компании B) письмо с просьбой оплатить ее долг кредитору (компании C). И компания В при перечислении денег компании С указывает в платежном поручении, что платит за компанию А. Письмо с просьбой исполнить обязательство и пометка в платежном поручении будут служить доказательствами того, что деньги перечислены именно в погашение задолженности компании А.
Но перед тем как просить должника об оплате, тщательно изучите договор со своим кредитором. Возможно, в нем есть запрет оплаты третьими лицами. В таком случае придется платить самостоятельно. А если деньги перечислит третье лицо, то кредитор их вернет. И если срок оплаты будет пропущен, то это может грозить вам санкциями.
Претензия
Претензия нужна, чтобы соблюсти обязательный досудебный порядок урегулирования для некоторых категорий споров. В частности, по требованиям об уплате денежных средств. Если досудебный порядок соблюден не будет, суд оставит иск без рассмотрения или вернет его.
Проштрафившиеся контрагенты обычно серьезно относятся к претензиям. Ведь такое письмо означает, что через 30 календарных дней вы можете обратиться в суд. Этот срок отсчитывается с даты направления претензии, если иной срок не установлен договором.
В претензии нужно указать реквизиты договора, товарных накладных (актов выполненных работ или оказанных услуг), суммы долга и неустойки, их расчет, а также порядок и срок погашения задолженности.
Письмо об уточнении платежа
Ошибки в платежках нередки, и зачастую они не так уж и безобидны. Например, бухгалтер может перепутать в назначении платежа номер договора и указать тот, по которому товары не поставлялись. В этой ситуации есть риск, что налоговики расценят такой платеж как аванс по новому договору и начислят продавцу НДС. Или продавец, получив аванс, не станет поставлять товар, поскольку номер договора в платежке неправильный. Все это можно исправить, если написать продавцу письмо об изменении назначения платежа.
Если продавец согласится на изменение платежа, направьте уведомление об изменении назначения платежа в свой банк. Подписать уведомление должны те же лица, которые подписывали платежку. К уведомлению приложите копии платежного поручения и письменного согласия получателя.
* * *
Это далеко не полный перечень писем, которые могут понадобиться в работе. На нашем сайте вы можете найти и другие, например уведомление о смене юридического адреса сайт ГК или письмо об изменении банковских реквизитов сайт ГК.