В Петербурге комитет по образованию решили переименовать в комитет по просвещению. Технически это всего лишь дословное следование тренду — раз министерство переименовали из "образования" в "просвещения", то и региональным комитетам нужно сделать то же самое. Однако после всех переименований на более низких уровнях получится, что не просто ведомства — вся система образования в стране станет системой просвещения.
Раз переименовывают, значит, видят в этом смысл; значит, образование отличается от просвещения. Сверимся с Далем: образованный человек, по Далю, есть человек "научно развитой, воспитанный, приличный в обществе, знающий светские обычаи". Просвещенный же человек — это человек не просто образованный, но еще и "с понятиями об истине, доблести и долге"; просвещенье же — свет науки и разума, согреваемый чистой нравственностью, не просто образование, но образование "при ясном сознании долга своего и цели жизни".
То есть под просвещением в отличие от образования понимается скорее воспитание, в широком смысле.
Нельзя не вспомнить, что на прошлой неделе сразу три заметных деятеля практически хором выступили с заявлениями о воспитании детей.
"Родители несут персональную ответственность за действия своих детей. Если не могут заниматься воспитанием, если не в состоянии оградить от пагубного влияния..., пусть официально обращаются за помощью в органы опеки и представителям соответствующих ведомств", — заявил глава Чечни Рамзан Кадыров.
"Поджог церкви - кому это придет в голову?.. Это сигнал для всех нас, общества, чтобы мы стали слышать детей. Это крик детей о помощи, когда уже никто тебя не слышит. Не принижая значения преступления как негативного явления, мы должны сделать выводы о том, что надо слышать детей, с ними просто разговаривать, не доводя ситуацию до такого", — выступила детский омбудсмен Татьяна Москалькова.
Затем подключился и патриарх Кирилл: "Тот факт, что определенная часть детей уходит из Церкви, а потом не возвращается, связан с ошибками в воспитании со стороны родителей... Я бы хотел обратиться к священникам, педагогам воскресных школ: вы должны искать тот язык, который убеждал бы наших детей сохранять свои религиозные чувства, преданность Церкви даже тогда, когда начинаются возрастные искушения, когда ребенок сталкивается с той реальностью, которая является абсолютно нерелигиозной, а нередко и враждебной по отношению к вере".
Все трое сделали свои заявления по разным поводам (Кадыров комментировал теракты, Москалькова — поджог церкви в Кондопоге, патриарх выступал на молодежном форуме), но легли все высказывания просто "след в след".
Государство давно уже не вполне довольно уровнем работы с подростками. Созданная недавно "Юнармия" пока то ли еще не раскрутилась на полную катушку, то ли оказалась недостаточно мощным проектом. Закон запрещает в школах политическую агитацию (а разреши — так и оппозиция воспользуется), но что-то государству делать надо. Антимедведевские митинги сильно напугали власть как раз тем, что на них вышло много школьников и студентов; по этому поводу высказывалось много возмущения, а региональные власти утвердили новые планы по профилактике экстремизма среди молодежи.
Между тем, само переименование органа отсылает к первоисточнику — министерству народного просвещения Российской империи. Правда, с некоторыми понятными изъятиями — так, из названия исчез народ, видимо, за ненадобностью.
Остался электорат; так что и министерство, и комитет нужно бы переименовывать в ведомства электорального просвещения, а если вспомнить, что когда-то совсем недолго министерство народного просвещения РИ входило в состав министерства духовных дел на правах департамента, то лучше всего было бы создавать комитет по духовным делам электората, ну или Главное управление ДДЭ.