Один мой хороший знакомый сказал: чтобы хорошо написать сочинение, начните с введения, затем, плавно перейдите к основной части и, наконец, закончите выводом. Всё, вы великолепны.
А на практике мои друзья-учителя регулярно сетуют на то, что дети "скатывают" сочинения и эссе из интернета, думая, что они (учителя) не проверяют на плагиат писанину двоечника, если она выглядит "ну слишком хорошо".
Поскольку я работаю копирайтером, умею писать и также закончил школу, то сегодня поделюсь несколькими советами для двоечников и троечников, касаемо написания сочинения. Для двоечников и троечников — значит для тех, кому очень сложно даётся построение витиеватых предложений и адекватное отображение своих мыслей.
1. Структура
Подавляющее большинство сочинений и эссе строятся по плану: введение (тезис или обоснование значения цитаты), основная часть (с двумя аргументами в пользу позиции из введения) и заключения (краткий итог основной части, согласие/несогласие с автором цитаты, если это эссе).
Сначала разберу основную идею для сочинений. Возьмем для примера тему по Онегину: "Отражение русского дворянства в романе в стихах "Евгений Онегин""
1) Введение. В случае с подобными произведениями блесните знаниями и напишите, в первую очередь, что Пушкин есть представитель "золотого века" русской литературы. После, укажите на то, что он сам дворянин, то есть писал о том, в чём сам варится, а значит отражение дворянства будет максимально точным. Введение готово, здесь не надо мудрить на пол-листа.
2) Основная часть. Залезайте в интернет и ищите цитаты из романа, в которых отражено дворянство. Цитаты в сочинениях по литературе — гарантируют вам высокую оценку за содержание. Только не переборщите. Одна-две короткие выдержки! Вам ещё комментарий к ним писать. Кстати о нём, в комментарии укажите на очевидные вещи: дворянство жило на широкую ногу, но при этом было далеко не высоких нравов, большинство жили бесцельно и праздно и т.д. и т.п. Прочитав краткое содержание, все эти выводы легко можно сделать.
3) Заключение. Таким образом, начните с фразы "таким образом". Хорошее начало для заключения. Сделайте вывод, выкрав его из конца самого произведения. Скажите, что всё вышеперечисленное показывало дворянство с дурной стороны, что позже подтвердилось жизненными неудачами главного героя.
4) Для более искушенных: если в произведении персонажи из разных культурных слоёв (крестьяне и дворяне) или мест (деревня и город), то очень выгодно будет сравнить их поведение, речь и т.д.
А теперь рассмотрю примерный вариант плана для эссе по обществознанию на тему "История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело". Философская тема, взятая с сайта РЕШУ ЕГЭ (но это не значит, что такая же не может попасться в учебнике или не быть задана учителем).
1) Введение. Цитата самой цитаты + её обоснование. Пишите так, как сами понимаете: "Я думаю, что автор имел в виду...". Если с понимаем цитаты совсем туго, прочитайте заданный параграф. В данном случае можно расписать, что история — это просто наука, которая действительно не может никого принудить, однако могут принудить люди, которые эту историю вершат. Или: люди в известной мере свободны и сами выбирают свой путь, поэтому жалобы на "неудобное стечение обстоятельств" автор цитаты считает невозможными.
2) Основная часть. Порассуждайте на тему революций. Сто лет назад миллионы людей жили в политически крайне накаленной атмосфере, которая раскрыла животную сущность многих (когда после свержения Временного правительства рабочим буквально выдавали ордеры на обыски квартир, чтобы они могли поживиться чем-либо), однако далеко не все поступали, как животные, некоторые старались сохранить свою честь и достоинство.
3) Заключение. Согласитесь или не согласитесь с автором, в данном случае высказывание действительно истинно, хотя искушенные могут привести примеры в опровержение.
2. Орфография и пунктуация
Животрепещущий вопрос, который волнует вообще всех: как не допустить ошибочки. Известно, что при большом количестве ошибок вряд ли можно надеяться на общую хорошую оценку.
Проверяйте слова в интернете и пишите короткие предложения. Если вы не знаете, стоит ли ставить запятую, двоеточие, точку с запятой или тире, то просто разделите предложение на два или на три, в зависимости от ситуации.
3. О готовом
Немного о тех, кто списывает из интернета, пересказываю почти цитатами мнение моего знакомого-учителя.
Отчетливее всего видно списывание в 5-7 классах. В этом возрасте в принципе никто не умеет писать сочинения красиво (в смысле литературно красиво: с витиеватыми оборотами, грамотными примерами из классики и т.д.). Собственные сочинение в 5-7 - это примеры по типу "моя тётя/дядя/бабушка по папиной линии делали то и это", но никак не выдержки из "Войны и мира".
Да, многое зависит от ребенка. Действительно, подозрения в списывании не возникнет, если красиво написал отличник, который и изложения в классе пишет примерно также, да и работает на уроке неплохо. А вот троечник, который в изложениях двух слов связать не может, попадет под подозрение легко и просто. Естественно, пятиклассников-отличников с примерами из "Войны и мира" тоже подозревают.
Учителя совсем не такие тупые, им не составит труда переписать в поисковик одно-два предложения и найти сайт, на котором совпадут и все остальные ваши "цитаты".
4. Лень и некогда
Немного о тех, кому просто лень или некогда писать сочинение по различным причинам. Нормальные учителя, а в большинстве случаев они нормальные, дают сочинение на неделю вперед. Если вы не попадаете вдруг в больницу с черепно-мозговой, то оправдания нет. Пишите понемногу ежедневно. Уж набрасывая по три предложения в день, за пять-шесть дней можно набрать страницу, а то и больше.
Естественно, все эти советы помогут только тем, кто хочет сам себе помочь. Если вы школьник, который пытается научиться красиво и грамотно писать, то я желаю вам удачи и побольше читать, чтобы приводить больше примеров и аргументов.