Найти тему
Финансовая газета

Когда санкции помогают рублю

Вред плохих отношений России с Западом в целом и США в частности довольно очевиден. Плюсы, вопреки расхожим заявлениям о бурно идущем импортозамещении, не столь существенны. И все же есть другие изменения.

Они не то чтобы совсем уж однозначно, скорее потенциально и в долгосрочной перспективе, но все же вполне положительные. Но главное – это такие перемены, каких без всех этих текущих и ожидающихся санкций, вероятно, в ближайшие десятилетия просто не было бы.

Это изменения как психологического, так и юридического плана, объективно способствующие расширению использования российского рубля и юрисдикции в мире. Прошлая неделя оказалась богата на новости именно в этом направлении. Началось практическое применение компаниями принятых недавно законов о специальных административных районах (САР) – российских офшорах. Одновременно Минфин опубликовал на портале нормативно-правовых документов законопроект, либерализующий закон о валютном контроле в части выручки в рублях.

То, что пакет законов, создающий САР на островах Русский и Октябрьский в Приморском крае и Калининградской области соответственно, писался для попадающих под санкции компаний – секрет Полишинеля. Более того, после последних внесенных в него поправок он подходил, по сути, лишь для переводящих бизнес из-за рубежа олигархов. Регистрация в новых офшорах небольшого бизнеса и российских компаний была ограничена.

Тем не менее, как до, так и после его подписания президентом (оно произошло 3 августа) высказывались сомнения в том, что российские бизнесмены захотят переводить компании в российскую юрисдикцию. Например, говорилось, что в офшорах главное не налоги, а британское право. И что российское правоприменение сделает САР совсем неинтересными.

Так что решение совета директоров En+ Group о переводе En+ Holding Limited с Кипра на Россию стало несколько более громкой новостью, чем могло бы. Хотя опять же все знали, что новое законодательство появилось, в том числе и в связи с санкционными проблемами бизнеса Олега Дерипаски. И даже подписание закона президентом было фактически приурочено к 5 августа, когда должен был начать действовать запрет на операции с бумагами компаний бизнесмена. Он, впрочем, был в очередной раз перенесен Минфином США – теперь на 23 октября.

Новые российские законы от этого менее привлекательными для олигархов не стали. Они позволяют стать резидентами российских офшоров только иностранным компаниям. Их инвестиции на территории России должен быть не менее 50 млн руб. за полугодие. При этом к доходам, полученным в виде дивидендов, применяется нулевая налоговая ставка.

Для компаний, которым грозят американские запреты на операции с ценными бумагами, последнее обстоятельство немаловажно. Ведь санкции включают в себя и невозможность получения дивидендов.

Не успели утихнуть разговоры о том, что решение о перерегистрации En+ Holding Limited может означать, что Олег Дерипаска отчаялся разрешить ситуацию с Минфином США путем переговоров, как аналогичное решение принял «Русал». В пятницу он распространил заявление о том, что United Company Rusal Plc (UC Rusal) переедет с острова Джерси в Россию.

При всей неоднозначности процесса репатриации подсанкционных олигархов в долгосрочной перспективе это скорее позитив, чем что-либо другое. Нахождение крупного отечественного бизнеса в российской юрисдикции – это экономический и политический плюс.

Тем более что это лишь часть идущего по нарастающей процесса, хотя и сопряженного с нарастающими потерями из-за нарастающей изоляции страны, но при этом объективно способствующему расширению использования рубля в международных расчетах.

Сейчас это не только риторика министра финансов Антона Силуанова, недавно заявлявшего о подобных планах, но и реальные документы. Минфин подготовил поправки в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

Они отмениют репатриацию выручки, полученной в рублях, при расчетах между резидентами и нерезидентами. Предполагается, что юрлица смогут быть избавлены от этой обязанности с 2020 года. Учитывая то, насколько быстро в России могут принимать законы, признанные правительством срочными, на то, что дата вполне может быть именно такой, вполне можно рассчитывать.

В условиях угрозы запретов на операции с долларом и намерений переходить на расчеты с другими странами в национальных валютах, шансы у него хорошие.

Само собой одного лишь такого закона совершенно недостаточно, но для проведения расчетов в рублях их должно оставаться за рубежом очень немало. Иностранным партнерам придется создавать рублевые резервы, и такой закон объективно способствует этому. Вот только для полноценной внешней торговли иностранцы должны быть очень заинтересованы в российских товарах, чтобы согласиться вести расчеты в рублях.

А с этим у нас сложнее, чем с законотворчеством. Впрочем, со временем и не такие проблемы можно решить. Ведь, как уже говорилось, все эти положительные события, увы, только в очень долгосрочной перспективе.