В пятидесятые годы, после ряда разной степени успешности попыток приручить ядерную энергию и последовавших затем первых выходов в море подводных лодок с атомными реакторами на борту, эйфория от овладения новым видом энергии пошла на спад. Но все еще оставались энтузиазм и вера в то, что с помощью логарифмической линейки, вчерашних колхозников и мудрого руководства партии Советскому Союзу удастся если не сегодня, то уже наверняка завтра догнать и перегнать Америку. У советского ВПК эти догонялки вылились в осознание необходимости иметь на вооружении ВМФ морскую платформу для баллистических ракет аналогичных американским "Поларисам" с дальностью стрельбы 2000 км. Однако создание советской твердотопливной ракеты с похожими на американскую параметрами не задалось. Причем не только во времена Хрущева, но и даже в более поздние дни Горбачева.
И если в восьмидесятые годы нашли выход в строительстве монструозных "Акул" проекта с твердотопливными ракетами размером под стать их корпусам, то в шестидесятые вместо твердотопливных были приняты на вооружение ракеты на жидком, но крайне токсичном гептиле, заправляемым в баки ракет еще на заводе. Правда перед этим были попытки спроектировать подводный атомоход проекта 667 с контейнерами для более "экологичных" ракет Р-21. Один из вариантов 667-ого проекта предполагал размещение ракет так, чтобы в транспортном положении они находились горизонтально вдоль бортов, а перед стрельбой - поднимались вверх. Такой подход был близок к тому, как располагались контейнеры с крылатыми ракетами П-6 и П-5 на лодках проектов 659 и 675. Однако крылатые ракеты там не взлетали вертикально вверх, а ограничивались лишь стартом из контейнеров, приподнимаемых над горизонтом всего на 14 градусов.
В общем, после радикальной переработки бумажного 667-го проекта появился в металле проект 667А - "Азуха"- с шестнадцатью шахтами для гептиловых ракет Р-27.
Первый атомоход был сдан Флоту в 1966-ом году. За восемь лет на заводах в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре было построено 34 лодки проекта 667А. Такой высокий темп строительства был обусловлен в том числе технологичностью конструкции лодок и "конвейерным" способом производства.
Лодки проекта 667А имели 10 отсеков
Первый отсек был торпедным. Что и не удивительно. Однако в отличие от предшественниц - атомоходов первого поколения проекта 658 с тремя баллистическими ракетами - в крайнем кормовом отсеке торпедных аппаратов на "Азухах" не было. Разработчики осознанно шли на уменьшение на "Азухах" числа торпед, которые скорее предназначались для обороны, чем для нападения. Всего на лодках этого проекта было по четыре 533мм и по два 400мм торпедных аппарата с общим запасом торпед не более двадцати едининиц. Кроме того, хотя строительство "Азух" проходило одновременно со строительством других атомоходов второго поколения, таких как торпедные АПЛ 671-го проекта, в отличие от последних на "Азухах" ставился более простой, дешевый и меньший в размерах гидроакустический комплекс "Керчь", проигрывавший по всем статьям ГАК"Рубин" АПЛ 671-го проекта.
В последующем одна из лодок проекта 667А была переоборудована в испытательный стенд для новейшего гидроакустического комплекса, предназначавшегося лодкам четвертого поколения. Глядя на эту лодку с обтекателем для гидроакустической антенны в носовой части можно представить ущербность возможностей ее гидроакустиков с изначальным оборудованием.
Кроме того в первом отсеке, являвшемся отсеком живучести, располагался носовой входной люк. В случае аварии помимо торпедных аппаратов через него можно было с помощью спасательного колокола покинуть лодку с глубин более ста метров.
Во втором отсеке на лодках 667А проекта размещались аккумуляторные батареи и каюты экипажа.
В третьем отсеке было сосредоточено практически все управление лодкой. В нем находился Центральный Пост и пульт управления Главной Энергетической Установкой (реакторами). Кроме того через входной люк в ограждении рубки экипаж в основном и попадал внутрь прочного корпуса. В третьем отсеке в том числе находились боевые посты рулевых-сигнальщиков, акустиков, штурманских электриков и радистов. Через все палубы отсека снизу вверх проходили мачты выдвижных устройств, начиная с радиоантенн различного назначения и заканчивая перископом и РДП.
На лодках 667А проекта впервые на советском подводном флоте были установлены по примеру американских подводных лодок горизонтальные рули, облегчавшие при таком расположении управление атомоходом.
Четвертый и пятый отсеки занимали шахты ракет Р-27. Стенки шахт по прочности не уступали прочному корпусу лодок. Изначально предполагалось, что ракетный комплекс на лодках 667А проекта будет универсальным и с него можно будет запускать ракеты как по береговым целям так и по надводным кораблям. Однако на этом проекте он так и не был реализован. На излете советской власти у одного из атомоходов в ходе модернизации были удалены вертикальные ракетные шахты. Вместо них появились установки, позволявшие из подводного положения запускать сверхзвуковые крылатые ракеты.
Шестой отсек "Азух" отводился для вспомогательного, на случай остановки обоих реакторов, дизель-электрогенератора и компрессорной установки.
В наследство от атомоходов первого поколения "Азухам" досталось размещение в седьмом двух реакторов. Одного ближе к носу отсека, второго - у кормы. Сумарная мощность обоих водо-водяных ректоров была 180 МВт и позволяла лодкам проекта 667 развивать под водой скорость 27 узлов, а в надводном положении - 16 узлов.
Поскольку "Азухи" приводились в движение двумя гребными винтами, в практически идентичных восьмом и девятом отсеках лодок располагались турбогенераторы, ГТЗА и турбины. Вся эта машинерия вращалась от пара, поступавшего от размещенных в седьмом парогенераторов атомных реакторов.
В десятом отсеке, который был в том числе и отсеком живучести, находились на кажом валу гребные электродвигатели мощностью 225кВт.
Предельная глубина погружения у лодок этого проекта была 400 метров, а рабочая - 320. Стрельба ракетами производилась с глубины 50 метров. Дальность полета ракеты с ядерной боеголовкой в одну мегатонн - до 3000 км.
PS. В конце 90-ых годов все лодки проекта 667А были выведены из состава ВМФ России и на данный момент - утилизированы.