Найти в Дзене
Прожито

Юрий Звенигородский: история династии Рюрика была бы иной?

Оглавление
Он был вторым в очереди среди наследников Дмитрия Донского. И этот факт обусловил и его жажду власти, и его поступки. Вечно уступать брату, а потом и его сыну, смириться или попытаться изменить Русь?

Второй сын

Юрий Дмитриевич был, если быть точными третьим сыном Дмитрия Ивановича и его супруги Евдокии, и четвертым ребенком. Но первенец родителей по имени Даниил Дмитриевич скончался в 1379 году, в возрасте 9 лет. Сестра Софья была не в счет, так что братьев-соперников было двое: Василий, 1371 года рождения и Юрий, родившийся в 1374 году.

Юрий Дмитриевич Звенигородский и преподобный Савва Сторожевский
Юрий Дмитриевич Звенигородский и преподобный Савва Сторожевский

И уже с самого детства это соперничество проявилось. А усилилось оно, когда после Тохтамышева разорения, князь Дмитрий Донской был вынужден отправить старшего сына в Орду. Фактически заложником. Василий Дмитриевич жил в Орде долгие годы, а князь Дмитрий сдавал на глазах.

Судьба княжества была не ясна. В далеком Сарае можно было и жизни лишиться: не хан, так соперники-русичи могли оборвать хрупкую жизнь Василия Дмитриевича.

А на Москве оставлася второй по старшинству, Юрий. И сам отец начиная предвидеть скорую кончину, готовил к возможному правлению и этого сына. Да и видные бояре заискивали перед Юрием, искали будущих милостей. Особенно отличился в этом Федор Свибл.

-2

Так что, побега Василия Дмитриевича из далекой Орды Юрий и не ждал, и не желал. Поэтому возвращение старшего брата за год до смерти отца, не могло его радовать - он терял престол, казавшийся таким близким.

Завещание отца

Дмитрий Донской обстоятельно составил духовную грамоту. Все предусмотрел и рачительно записал волости и села, остававшиеся его наследникам.

Дмитрий Иванович утверждал новый порядок наследования: от отца к сыну, смертельно обидев и своего двоюродного брата Владимира Андреевича Храброго, и второго сына Юрия.

Под духовной грамотой князя подписались виднейшие бояре Московской Руси. Только один пункт был прописан в завещании князя туманно и нечетко. Пункт, по которому оставалось неясным, кто же наследует престол после Василия Дмитриевича, который ко времени смерти отца был обручен с дочерью Литовского князя Витовта, но еще не женат на ней.

Василий Дмитриевич
Василий Дмитриевич

А случись что? А если бы наследников у Василия так и не было? Эти неясности и побудили Юрия, получившего в удел Звенигород и Галич, Рузу и другие города, потом бороться за княжеский престол.

Смирение?

Юрий женился достаточно поздно, ему было 26 лет. В 1400 году он берет за себя Анастасию Юрьевну, дочь Смоленского князя. И женился он в противовес старшему брату. Через жену он мог претендовать на смоленское княжество гораздо настойчивее, чем брат. А его Анастасия приходилась жене Василия родственницей.

-4

Анастасия рожала ему только сыновей, они росли, учились, а у брата мальчики не задались. То рождались мертвыми, то жили недолго. был только сын Иван, даже жениться успел, но в 1417 году чумной мор унес и эту цветущую жизнь.

А за два года до смерти Ивана Софья, давно переставшая рожать, вдруг произвела на свет еще одного мальчика, чуть не отдала жизнь в трудных родинах, но будущий Василий Темный появился на свет.

Все эти годы Юрий Звенигородский неустанно заботился о своем уделе, крестник Сергия Радонежского, он воздвигал храмы и основывал монастыри, укреплял свои городки и крепостицы. И не переставал мечтать.

-5

"Молодший брат" своего племянника

В 1425 году Василий Дмитриевич затеялся умирать. Наследнику, единственному оставшемуся сыну Василию было только 10 лет. Он оставлял княжество ему, уступив уговорам жены и назвал тестя Витовта в числе хранителей и попечителей сына.

А Юрий Звенигородский считал, что Витовт и его дочь Софья просто растащат страну и предадут ее Литве и Польше. Да и мальчики-князья, как правило, просто игрушки в руках бояр и интриганов.

Юрий хотел править сам. Тут и пригодились неясности отцовского завещания. 3 года длилось глухое противостояние Юрия Дмитриевича с племянником, а точнее с его матерью, Софьей. И многие бояре поддерживали дядю, а не племянника.

-6

А смириться его тогда заставила чума и церковь: в Галиче открылся неукротимый чумной мор, а митрополит Фотий повелел затворить во граде все храмы, надеясь с помощью божьей, смирить гордыню Юрия.

Помогло. Непогребенные покойники и народный ужас заставили Юрия в 1428 году заключить мир с племянником.

И все же он - Великий князь

В 1430 году умер дед Василия Васильевича, князь Витовт, а Юрий разорвал мир с племянником и снова начал борьбу за главенство на Руси.

А в 1433 году невольно повод для решительных действий дала сама Софья Витовтовна, сорвав на свадьбе сына золотой пояс с сына Юрия Дмитриевича, Василия Косого. Якобы это был украденный пояс, принадлежавший Дмитрию Донскому, и достаться он должен был ее собственному сыну.

-7

Разъяренные сыновья Юрия покинули свадьбу, а сам он начал войну с племянником. В итоге, в сражении на Клязьме Юрий победил, племянник бежал в Тверь, а затем и в Калугу. А Юрий занял Москву. В первый раз.

Дела и деяния

Юрий был мудрым правителем, за короткий срок он успел наладить торговлю и привлечь заморских гостей, даже помирился с племянником, дав ему в удел Коломну.

г. Коломна
г. Коломна

Затем Юрий Дмитриевич делает попытки укрепить самодержавие. Иных князей, например Рязанского, он больше не зовет младшим братом, а отодвигает далее, именуя братаничем, то есть племянником.

Но тут Юрий умудрился поссориться с собственными сыновьями: Василий Косой и Дмитрий Шемяка в гневе отъехали от него ...в Коломну, к Василию. Престол племяннику пришлось вернуть.

А потом снова все смешалось. Отец простил сыновей и вместе они снова повернули оружие против Василия, согнав его со стола в Москве и заставив бежать в Новгород. В 1434 году Юрий вновь стал Московским князем.

-9

Но силы его, подорванные в вечной борьбе и жажде власти, были не безграничны. В том же году Юрий Дмитриевич скончался. Его мечта сбылась: он умер Великим князем.

А междоусобная борьба в Московской Руси только набирала обороты. Могло ли для Руси пойти все иначе, если бы правила ветвь Юрия Звенигородского? Наверное. Может не было бы у нас потом ни опричнины Грозного, ни Смутных лет, ни реформ Петра.

А может, все было бы даже хуже?

Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет